В летнюю кампанию 1835 г. Матюшкин опять был переведен на Черноморский флот с назначением в 37-й экипаж. А в следующем 1836 г. стал командиром 44-пушечного фрегата «Браилов» (с переводом в 42-й флотский экипаж), который крейсировал у кавказского побережья, неоднократно перевозил десантные отряды и принимал деятельное участие в боях против горцев. В 1838 г. Федор Федорович отличился при занятии устья реки Туапсе и за отличие был произведён в капитаны 2-го ранга. Адмирал М.П. Лазарев, в эскадре которого находился фрегат «Браилов», всегда давал лестные отзывы о служебной деятельности Матюшкина, считал его ревностным исполнителем всех служебных обязанностей, обладающим всеми качествами отличного морского офицера. 1 января 1839 г. Матюшкин назначается командиром 35-го флотского экипажа и 120-пушечного корабля «Варшава», на котором прослужил десять лет, совершая плавания по Черному морю, как для обучения (практики) команды, так и для перевозки войск и грузов. 6 декабря 1840 г. он был произведён в «чин капитана 1-го ранга за отличие по службе…».
![]() |
«Браилов», 44-пушечный фрегат, на рейде (фотокопия с литографии Прохорова, изданной Черноморским гидрографическим депо, г. Николаев) РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 4817 |
Весть о трагической гибели своего друга Матюшкин узнал на фрегате «Браилов» в Севастопольском порту. Он пишет полные горького отчаяния строки своему лицейскому товарищу Михаилу Яковлеву:
«Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука! Яковлев, Яковлев! Как ты мог это допустить? Наш круг редеет…»
(Давыдов Ю.В. В морях и странствиях. М., 1949. С. 148)
С переводом на службу в Балтийский флот в 1849 г. Федор Федорович, согласно послужному списку, был произведен в контр-адмиралы с назначением бригадным командиром 3-й бригады 3-й флотской дивизии и в течение двух лет плавал на корабле «Кацбах», командуя отдельными отрядами судов или состоя в эскадре вице-адмирала И.П. Епанчина. В том же году, во время войны Дании с Голштинией, Федор Федорович участвовал в блокаде Кильского залива. Блокада продолжалась весь август, и ни одно неприятельское судно не имело возможности выйти из залива. За эти успешные действия контр-адмирал Матюшкин был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени и орденом Даннеброга, пожалованным в 1851 г. датским королем.
Следует упомянуть об одном неизвестном факте в биографии Федора Федоровича Матюшкина. 6 октября 1850 г. потерпел крушение первый русский винтовой фрегат «Архимед», шедший из Дании в Кронштадт. Командир фрегата капитан 1-го ранга В.А. Глазенап был уверен, что в ночь с 5 на 6 октября он пройдет двумя милями севернее острова Борнхольм. Однако из-за штормовой погоды и сильного течения корабль оказался южнее и в темноте выскочил на прибрежные камни у г. Ренне. Вскоре сильным накатом фрегат положило на борт и начало заливать. Глазенап употребил все возможные средства к спасению судна, но «Архимед» стал быстро разрушаться. Операция по вывозу с Борнхольма спасенного казённого имущества была проведена на следующий год. Согласно документам архива, именно Федор Федорович Матюшкин, являвшийся на тот момент начальником особого отряда, состоящего из фрегата «Цесаревич» и пароходофрегата «Камчатка», был направлен к острову Борнхольму на место крушения «Архимеда». Там, согласно отношению Инспекторского департамента от 19 марта 1851 г., он должен был распорядиться «…о перевозке в Кронштадт медных орудий, бомбовых пушек и всего того, что по усмотрению своему он найдёт выгоднее перевезти…». Кроме того, Федор Федорович должен был произвести расчёт с негоциантом Швицером (в других документах Свитцером), который принимал участие в спасении имущества «Архимеда».