В ходе Северной войны, 22 марта 1710 г., шведский гарнизон Выборга с суши осадили войска генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина. 9 мая к Выборгу подошел русский флот под командованием Петра I и вице-адмирала К.И. Крюйса. Не имея подкреплений, шведы, не дожидаясь штурма, 12 июня капитулировали. Петр I придавал большое значение взятию Выборга, поскольку владение городом закрепило за российским государством выход к Балтийскому морю, обеспечивая защиту Санкт-Петербурга со стороны Финляндии.
Гангутское морское сражение 27 июля 1714 г. |
Первая победа русского флота над шведским имела место у мыса Гангут. Обманными маневрами русский галерный флот смог прорваться мимо преграждавшей ему путь на запад шведской эскадры, и, блокировав в шхерах небольшой отряд противника, атаковать его. Против отряда шаутбенахта Н. Эреншильда, державшего флаг на праме «Элефант», сражался отряд из 23 скампавей под командованием Петра I. В результате Гангутского сражения трофеями русского флота стал весь отряд Нильса Эреншильда.
Сражение у острова Гренгам 27 июля 1720 г. |
Морское сражение в Балтийском море около острова Гренгам произошло 27 июля 1720 г. Оно стало последним крупным сражением Северной войны. Под командованием князя М.М. Голицына русский галерный флот завоевал в качестве военных трофеев четыре шведских фрегата: «Стор-Феникс», «Венкер», «Кискин», «Данск-Эрн» и взял в плен 407 человек.
Рекомендуем Интернет-выставку к 300-летию заключения Ништадтского мирного договора на сайте РГАВМФ.
Художественная схема Хиосского сражения 24 июня 1770 г. |
Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. для отвлечения сил противника с Черного моря, поддержки греков, а также для нарушения морских коммуникаций, в Средиземное море с Балтики была отправлены русские эскадры, вошедшие в историю как Первая Архипелагская экспедиция. Утром 24 июня 1770 г. турецкий флот был обнаружен в Хиосском проливе. В ходе ожесточенного сражения стороны потеряли флагманские корабли – «Евстафий» и «Бурдж-у-Зафер». Деморализованные турки скрылись в бухте города Чесма.
В ночь на 26 июня 1770 г. четыре русских корабля («Европа», «Ростислав», «Не тронь меня», «Саратов») при поддержке фрегатов «Надежда», «Африка» и бомбардирского корабля «Гром» атаковал неприятеля, запертого в Чесменской бухте, одновременно применив брандеры. Тесно стоявшие турецкие корабли вскоре запылали под артиллерийским огнем и благодаря удачной атаке брандера лейтенанта Д.С. Ильина. В течение ночи большинство кораблей противника сгорело или взорвалось. Благодаря столь решительной победе удалось установить блокаду Дарданелл и нарушить коммуникации турок в Эгейском море.
Рекомендуем Интернет-выставку к 250-летию Чесменского сражения на сайте РГАВМФ.
План морского сражения у Роченсальма 13 августа 1789 г. |
Морское сражение в ходе русско-шведской войны 1788–1790 гг., получившее название Первого Роченсальмского сражения, произошло 13 августа 1789 г. между островами Котка, Муссало и Кутсало Балтийского моря в проливе Роченсальм, перегороженном шведами своими тремя затопленными кораблями. Завершилось победой русского гребного флота (командующий – вице-адмирал К. Нассау-Зиген), который в течение пятичасового боя расчистил пролив, одновременно сражаясь и прорубая проход через него. Шведы потеряли около 40 кораблей (пять фрегатов, две галеры, 10 канонерских лодок, 23 транспорта), потери русского флота составили галеры и канонерскую лодку. Победа в этом сражении сорвала шведское наступление на суше.
Карта сражения русского флота со шведским на Ревельском рейде 2 мая 1790 г. РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 47. Рукописная копия с немецкой гравюры. |
Ревельский морской бой между российским и шведским флотами во время русско-шведской войны 1788–1790 гг. произошел 2 мая 1790 г. на рейде порта Ревель (ныне Таллин). Имея двукратный численный перевес, шведы рассчитывали на легкую победу. Адмирал В.Я. Чичагов принял бой на якоре, в результате чего шведские корабли вынуждены были последовательно проходить вдоль русской линии, подвергаясь огню всех кораблей эскадры. Меткость огня двигавшихся шведских кораблей оказалась существенно ниже. Потеряв два корабля (один захвачен, один сожжен после посадки на мель), нападавшие отступили.
Схема Выборгского сражения 22 июня 1790 г. с пояснением действий сторон. |
После неудачных для шведов Ревельского и Красногорского морских сражений шведский объединенный парусно-гребной флот под командованием короля Густава III отошел в Выборгский залив, где был заблокирован русским флотом под командованием адмирала В.Я. Чичагова. В ходе ожесточенного сражения 22 июня 1790 г. шведам удалось прорваться и отойти в Свеаборг, потеряв семь кораблей (из 22-х), три фрегата и более 50 малых судов. Угроза высадки десанта противника у стен русской столицы была ликвидирована.
Адмирал В.Я. Чичагов, одержавший победы над шведами в Эландском (1789 г.), Ревельском и Выборгском (1790 г.) сражениях. |
Рекомендуем раздел о В.Я. Чичагове на Интернет-выставке «Моряки – георгиевские кавалеры» на сайте РГАВМФ.
Карта Наваринской бухты с указанием позиций сторон по состоянию на 15 часов 8 (20) октября 1827 г. |
Наваринское морское сражение произошло 8/20 октября 1827 г. между соединенной эскадрой России, Англии и Франции с одной стороны, и турецко-египетским флотом – с другой. Командующие союзными эскадрами по настоянию контр-адмирала Л.П. Гейдена и капитана I ранга М.П. Лазарева приняли смелое решение: войти в Наваринскую бухту Ионического моря на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес, где под защитой береговых батарей из 165 орудий стоял турецко-египетский флот. В результате внезапно начавшегося четырехчасового сражения турецко-египетский флот был полностью разгромлен. Победа в Наваринском сражении значительно ослабила морские силы Турции, содействовала подъему национально-освободительной борьбы греческого народа и победе России в русско-турецкой войне 1828–1829 гг.
Рекомендуем Интернет-выставку к 250-летию адмирала Г.П. Гейдена и 195-летию Наваринского сражения на сайте архива.
В годы Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг. форты Кронштадтской крепости вместе с кораблями Балтийского флота остановили соединенные эскадры Англии и Франции, в очередной раз защитив Петербург.
Фрегат «Светлана» в Кронштадте. На заднем плане батарея «Меншиков». [1870-е гг.]. |
В 1850-е гг. флот России вышел в океан. С этого времени и до русско-японской войны 1904–1905 гг. на Дальнем Востоке постоянно присутствовали русские морские силы, называвшиеся в разное время то отрядами, то эскадрами. Они решали задачи по освоению Приморья, охране территорий и лежбищ морского зверя, помогали в урегулировании дипломатических вопросов. А русские моряки получали бесценный опыт дальних плаваний. При этом практически все корабли входили в состав Балтийского флота, и после нескольких лет службы в Тихом океане возвращались на ремонт в Кронштадт. В частности, все клиперы и корветы, воспетые в произведениях К.М. Станюковича, были балтийскими.
Рекомендуем информацию к 180-летию со дня рождения К.М. Станюковича и подборку документов о нем на сайте архива.
Корвет «Витязь» у берегов Японии во время кругосветного плавания 1886–1889 гг. |
В качестве одного из примеров можно привести корвет «Витязь», совершивший в 1886–1889 гг. под командованием С.О. Макарова кругосветное плавание, во время которого, помимо обычной службы, нашлось место и научным наблюдениям разного рода, и гидрографическому описанию берегов. Имя «Витязя» увековечено на фронтоне Международного океанографического музея в Монако.
Крейсер I ранга «Аврора» в Маниле после Цусимского сражения 14–15 (27–28) мая 1905 г. |
Большинство русских кораблей, участвовавших в русско-японской войне 1904–1905 гг. (оборона Порт-Артура, защита Владивостока, крейсерские операции на коммуникациях противника, поход 2-й эскадры флота Тихого океана, трагические и героическое Цусимское сражение), также относились к Балтийскому флоту.
1910-е гг. |
Гибель основной части флота в ходе русско-японской войны и возрастание угрозы столкновения с Германией заставили спешно усилить береговую оборону Финского залива и, в частности, Кронштадта.
Одним из новых кораблей, вступивших в строй Балтийского флота до начала Первой мировой войны, стал турбинный эскадренный миноносец «Новик», отличавшийся великолепной скоростью и мощным вооружением. На его счету минные постановки, разведки, сопровождение крейсеров и линкоров, артиллерийские бои. Вошел в историю его бой с прорвавшимися в Рижский залив лучшими немецкими эсминцами V-99 и V-100, которые, получив сильные повреждения, отступили на минное поле, где один из них подорвался и выбросился на мелководье.
1915 г. |
В конце 1914 г. Балтийский флот пополнился четырьмя новыми линейными кораблями (дредноутами) типа «Севастополь». Впоследствии трое из этих кораблей участвовали в Великой Отечественной войне – «Марат» (б. «Петропавловск») и «Октябрьская Революция» (б. «Гангут») защищали Ленинград, а «Парижская Коммуна» (б. «Севастополь») сражалась на Черном море.
1916 г. |
Боевые действия на Балтике на протяжении столетий очень часто заключались не в эскадренных сражениях, а в затяжных действиях в шхерах и прибрежных районах, в том числе в огневой поддержке войск. В годы Первой мировой войны канонерские лодки вновь понадобились.
Более чем двухлетняя эпопея по защите Рижского залива, островов Эзель и Даго (ныне – Сааремаа и Хийумаа) и пролива Моонзунд завершилась операцией Альбион, в ходе которой численно превосходящие немецкие силы, высадив десант, захватили острова, а кайзеровский флот прорвался в Рижский залив. 4 октября 1917 г. в бою у южного входа в пролив Моонзунд старые линейные корабли «Слава» и «Гражданин», а также крейсер «Баян», героически сопротивлялись немецким дредноутам. Получившая серьезные повреждения «Слава» не могла пройти мелководным проливом и была затоплена экипажем. Сил на дальнейшее развитие успеха у противника не оказалось.
Транспорт «Эльба» во время Ледового похода. Апрель 1918 г. |
Ледовый поход – операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) в Кронштадт. Ледовый переход был осуществлен в тяжелых ледовых условиях февраля-апреля 1918 г. Операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря капитан 1 ранга А.М. Щастный. 19 февраля начался вывод кораблей из Ревеля в Гельсингфорс, а 22 февраля – первый этап эвакуации из главной базы флота в Кронштадт и Петроград. Все команды в стремлении вывести свои корабли проявляли исключительную самоотверженность. В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, различные запасы. Спасенные корабли составили основу красного Балтийского флота.
Рекомендуем Интернет-выставку о Ледовом походе на сайте РГАВМФ.
К началу XX века история Балтийского флота была предметом национальной гордости. Важно, что создание флота было инициативой самого царя Петра и, можно сказать, делом его рук. Строительство кораблей, верфей, первые победы были бы невозможны без создания морского образования и национальных морских кадров. Представленные документы с автографами царя раскрывают его личный вклад в становление системы морского образования.