О проекте
Интернет-выставка приурочена к 100-летней годовщине Ледового похода Балтийского флота.
Организатор Интернет-выставки: Российский государственный архив Военно-Морского Флота.
Исполнитель: А.Ю. Емелин.
Техническая реализация: Ю.А. Горский (исполнение Интернет-выставки), В.Л. Овечкин, А.Б. Ирашин (сканирование), А.И. Анучина (сканирование).
Благодарность: сотрудникам отдела обеспечения сохранности и научно-справочной библиотеки.
Предисловие
В феврале–апреле 2018 г. исполнилось 100 лет Ледовому походу кораблей Балтийского флота – уникальной операции, в результате которой ядро флота было выведено из Ревеля (ныне Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) перед занятием этих городов кайзеровскими войсками.
На организацию и проведение похода оказали влияние многие факторы: тяжелейшая внешнеполитическая обстановка и Брестский мир, провозглашение независимости Финляндии и вспыхнувшая в ней жестокая Гражданская война, трудная ледовая обстановка в Финском заливе и дезорганизованность жизни флота в связи с революционными событиями.
Тем не менее, сложная задача в итоге была успешно выполнена: самые ценные корабли, составившие позднее основу Рабоче-Крестьянского Красного Флота, были сохранены для страны.
В Интернет-выставке представлены копии документов РГАВМФ, отражающих различные нюансы подготовки и проведения Ледового похода, рассказы о некоторых участниках и их судьбах, а также страницы мемуаров и ранних исследований по истории операции.
Первый этап: эвакуация Ревеля.
Переход I отряда кораблей (12–17 марта 1918 г.).
Переход II отряда кораблей (4–10 апреля 1918 г.).
Путь по шхерам: переход III отряда (7–20 апреля 1918 г.).
После ухода Флота: люди и корабли в Гельсингфорсе в апреле–мае 1918 г.
Ледовый поход в мемуарах и исследованиях.
Обстановка на Балтийском театре в начале 1918 г.
Гражданская война в Финляндии и предварительные переговоры с Германией.
В последние годы перед началом Первой мировой войны существенно выросло значение Гельсингфорса как базы флота. Считалось, что многократно ослабленный потерями в ходе Русско-японской войны флот сможет оказать какое-то сопротивление немецким эскадрам только на Центральной минно-артиллерийской позиции, запланированной поперёк Финского залива в районе Ревеля и Гельсингфорса. В ходе войны именно в этих портах были сосредоточены все наиболее боеспособные корабли. На Гельсингфорс, в частности, базировались новые дредноуты типа «Севастополь» (1-я бригада линейных кораблей) и уже устаревшие додредноуты (2-я бригада линейных кораблей), 2-я бригада крейсеров, большая часть Дивизии траления и др.
Много лет спустя Гельсингфорс вспоминался А.П. Белоброву (лейтенанту российского императорского флота и инженер-капитану 1 ранга ВМФ СССР) «прекрасным, культурным городом, с заграничным, совсем не русским укладом жизни»
Белобров А.П. Воспоминания военного моряка. 1894–1979. М., СПб., 2008. С. 281.
Флагман Балтийского флота крейсер «Рюрик» в Гельсингфорсе. Лето 1917 г. |
Первая бригада линейных кораблей Балтийского флота на зимовке в Свеаборге. Зима 1915/1916 гг. |
Дивизион подводных лодок типа «Барс» на зимней стоянке у борта транспорта-базы «Тосно». Зима 1916/1917 гг. |
В октябре 1917 г. Балтийский флот выдержал трудное Моонзундское сражение. В результате десантной операции противника были заняты Моонзундские острова, потерян Рижский залив. На зимовку корабли сосредоточились в Гельсингфорсе (основные силы), Ревеле и Кронштадте, в меньшей степени – в Або, Ганге и других пунктах. В обстановке временной зимней передышки корабли стремительно теряли боеспособность: матросы «углубляли революцию», разъезжались в отпуска, уходили в сухопутные отряды начинавшейся Гражданской войны; офицерство теряло волю.
Пришедшее к власти правительство большевиков 2 (15) декабря заключило с Германией 28-дневное перемирие с 4 (17) декабря. С 9 (22) декабря в Брест-Литовске начались переговоры со странами Четверного союза о заключении мира.
Между тем над частью баз Балтийского флота стали сгущаться тучи. 28 ноября (н. ст.) 1917 г. парламент Финляндии взял на себя высшую власть в стране и сформировал правительство под руководством П.Э. Свинхувуда. 6 декабря была принята декларация независимости, ратифицированная 4 января 1918 г. Советом Народных Комиссаров Российской Советской Республики. Таким образом, главная база Балтфлота оказалась на чужой территории. Однако, 14–15 (27–28) января 1918 г. в результате восстания власть в Гельсингфорсе перешла от буржуазного правительства к Социал-демократической партии Финляндии, которую поддержали во многих других городах южной части страны. В стране немедленно начались столкновения с формировавшейся для противодействия «красным» «Белой гвардией». В Финляндии началась Гражданская война. Неизбежно под удар попали небольшие русские гарнизоны – «белым» срочно требовалось оружие.
Отношение личного состава флота к происходившей в Финляндии гражданской войне было неоднозначным. Несомненно, что часть бывших офицеров сочувствовала «белым». В то же время многих отпугивали антирусские и прогерманские настроения противников «красных».
Из дневника контр-адмирала В.К. Пилкина (запись от 28 января 1919 г., Гельсингфорс – о беседе в его присутствии генералов Н.Н. Юденича и В.Н. Горбатовского):
«Юденич сказал: “Когда здесь дрались красные с белыми, мое сердце было на стороне красных”.
Горбатовского повело как бересту на огне».
Пилкин В.К. В Белой борьбе на Северо-Западе: Дневник 1918–1920 / Публикация и вступит. статья Н.Н. Рутыч-Рутченко, примечания, комментарии и биографии военно-морских чинов А.Ю. Емелина. М., 2005. С. 96.
Из воспоминаний В.А. Белли:
«Другой интересный разговор происходил в штабной столовой на “Кречете”. Мы были втроём: А.М. Щастный, я и сравнительно молодой мичман, фамилию которого я забыл, кажется, это был Мудрох. Так вот последний начал восхвалять белогвардейское движение в Финляндии. Я возразил, сказав, что для России более выгодна красная Финляндия, чем белая, ибо после совершившейся у нас революции белая Финляндия была бы нашим отчаянным врагом. А.М. Щастный посмотрел мне в упор в глаза и сказал: “Вы совершенно правы…”»
Белли В.А. В советском военно-морском флоте. Воспоминания. СПб., 2013. С. 35–36.
Первый этап: эвакуация Ревеля
Переговоры в Брест-Литовске затянулись, и после предъявления Германией ультимативных требований были 28 января (10 февраля) 1918 г. прерваны советской стороной. Это автоматически повлекло за собой прекращение перемирия, и днём 18 февраля кайзеровские войска перешли в стремительное наступление против потерявшей боеспособность русской армии. В течение недели была занята ещё не захваченная противником часть Прибалтики. 24 февраля 1918 г. провозгласила независимость Эстония, а 25 числа в её столицу вошли немцы.
Сразу после возобновления боевых действий по распоряжению начальника Морского Генерального штаба Е.А. Беренса и народного комиссара по морским делам П.Е. Дыбенко началась подготовка к эвакуации соединений и частей флота из Ревеля в Гельсингфорс. Для этого, в частности, были затребованы ледоколы. Уже 19 февраля в Гельсингфорс на буксире ледокола «Волынец» (бывший «Царь Михаил Феодорович») отправили три подводные лодки, вслед за этим 22 февраля ледокол «Ермак» вывел две подводные лодки и два гружёных транспорта. Между тем с береговых батарей началось массовое бегство команд, оставшийся на них личный состав по приказу командования с вечера 24 числа начал их уничтожение. 25 февраля, на виду вступивших в город немцев, Ревель покинули крейсера 1-й бригады («Рюрик», «Адмирал Макаров», «Богатырь», «Баян», «Олег»), заградитель «Волга» и много транспортов. Проводку кораблей обеспечивали ледоколы «Ермак» и «Тармо». После уничтожения береговых батарей на о. Нарген 27 февраля вышли в Гельсингфорс ледокол «Волынец» и транспорт «Колывань». Всего с кораблями ушло около 4.000 беженцев. Эвакуацией руководили начальник Береговой обороны Финского залива Борис Борисович Жерве и начальник 1-й бригады крейсеров Александр Николаевич Сполатбог.
Предпринятая в первые дни марта попытка отряда матросов-добровольцев под командованием П.Е. Дыбенко, объявившего «красный террор немецкой буржуазии», захватить Ревель, наступая со стороны Нарвы, была отбита немцами и эстонскими силами самообороны.
Крейсер «Адмирал Макаров» во время зимовки, видно установленное третье 203-мм орудие. Ревель, зима 1916/1917 гг. |
Крейсер «Баян» на рейде Свеаборга. |
Крейсер «Рюрик» в кампанию 1917 г. |
Ледокол «Ермак» в гавани Ревеля. До 1914 г. |
Из воспоминаний командира крейсера «Адмирал Макаров» Бориса Александровича Сокольникова:
«Когда “Рюрик” находился около острова Вульф, на бывшем на нём форту крепости начался пожар. Пожар был виден и на о-ве Нарген – это уничтожались батареи Береговой обороны. Около 11 часов вечера на Вульфе произошёл сильный взрыв. Столб пламени поднялся на высоту, раз в 8 превышающую высоту столетних сосен, из шапки дыма наверху появились огненные белые вспышки, а пожар внизу разгорелся ярким пламенем.
Ревель оставался за кормой, а впереди была полная неизвестность»
Сокольников Б. Во льдах Балтики // Красный флот. 1928. № 3–4. С. 96–98.
Сокольников Б. Во льдах Балтики // Красный флот. 1928. № 3–4. С. 96–98. |
Гельсингфорс под угрозой
Брест-Литовский мирный договор и высадка корпуса Р. фон дер Гольца. Подготовка к переходу в Кронштадт.
3 марта 1918 г. в Брест-Литовске делегациями Российской Советской Республики и стран Четверного союза был подписан мирный договор. В соответствии с ним, в частности, Россия теряла Украину, Прибалтику, привислинские губернии, Финляндию. Армия и флот демобилизовывались. На основании статьи V Россия должна была перевести корабли в свои порты либо немедленно их разоружить; то же касалось кораблей Антанты. Статья VI предусматривала немедленный вывод из Финляндии и с Аландских островов русских войск и русской Красной Гвардии, а также кораблей. В связи с ледовой обстановкой разрешалось временно оставить корабли, но лишь с минимальными составами команд.
Таким образом, в распоряжении Балтийского флота оставался лишь Кронштадт.
5 марта немецкая эскадра контр-адмирала Мейрера (три линкора, крейсера, тральщики, 17 транспортов с войсками) появилась у Аландских островов, и только крепкий ледяной покров предотвратил перевозку войск на территорию Финляндии. В связи с этим и отсутствием уверенности, что, в случае занятия Гельсингфорса немецкими частями, остающиеся там корабли не будут захвачены, началась подготовка к перебазированию флота в Кронштадт.
Непосредственное руководство флотом осуществлял Центральный комитет Балтийского флота (Центробалт), исполнительным органом которого являлся его Военный отдел (Вобалт). 3 марта Центробалт был распущен до созыва нового состава, а в управление флотом вступил Совет комиссаров. Необходимость в координации действий перед лицом внешней угрозы привела к тому, что 23 марта вышел приказ о передаче командования флотом начальнику Морских сил, при участии главного комиссара флота и Совета комиссаров из 17 человек. На прошедшем в Гельсингфорсе Совете флагманов начальником Морских сил (наморси) был избран капитан 1 ранга Алексей Михайлович Щастный.
Из воспоминаний Андрея Павловича Белоброва (во время Ледового похода – офицера эсминца «Гайдамак»):
«Существовал в это время какой-то Центробалт и помещался на императорской яхте «Полярная звезда». Деятельность этого комитета до нас не доходила. Кто состоял в этом комитете, и кто их выбирал туда, мы на «Гайдамаке» не знали, и также не знали, что они там делают. Тем не менее, в работах по истории этого периода времени всюду отмечаются популярность, приобретенный на флоте авторитет и огромная роль Центробалта. Это происходит потому, что историки пишут по документам, а деятельность Центробалта ограничивалась именно документами. Они писали протоколы, но постановления их до кораблей не доходили и фактически оставались без исполнения. <…> Организация и осуществление этого похода принадлежат только инициативе и энергии офицеров. Центробалт никакой роли не играл здесь. Существенно, что он хоть не мешал в этом деле. Судовые комитеты тоже роли не играли, тем более, что на всех кораблях большая часть команды находилась в отпуску. Вследствие этого состав комитетов был переменный – заместители заместителей»
Белобров А.П. Воспоминания военного моряка. 1894–1979. М., СПб., 2008. С. 278, 285.
3 апреля около Ганге (п-в Ханко) появилась эскадра противника, сопровождавшая транспорты с «Балтийской дивизией» под командованием генерала Р. фон дер Гольца.
В Ганге при приближении немцев в тот же день были взорваны четыре подводные лодки типа «АГ» (АГ-11, АГ-12, АГ-15 и АГ-16), их плавбаза «Оланд» (бывший немецкий пароход «Ирма»), сторожевое судно «Гриф» и ряд других кораблей – ледовая обстановка не позволяла вывести их в Гельсингфорс.
Подводные лодки типа «АГ» у борта плавбазы «Оланд». Ревель, 1917 г. |
В октябре 1916 г. был мобилизован бывший финский товаро-пассажирский ледокольный пароход «Боре I» – после установки вооружения он стал сторожевым судном «Гриф» 1-го дивизиона Дивизии сторожевых судов Балтийского флота. Взорван в Ганге из-за невозможности вывода.
Выгрузка артиллерийских орудий с финского товаро-пассажирского парохода «Боре I». Остров Уте. 1915 г. |
Сторожевое судно «Гриф» (бывший пароход «Боре I»), взорванное в Ганге. 1918 г. |
Командование флотом направило в Ганге делегацию, которая подписала с немецкой стороной соглашение, гарантирующее безопасность кораблей и Свеаборгской крепости, в случае разоружения батарей, сокращении до минимума числа команд на кораблях и сохранения в неприкосновенности портовых и береговых сооружений.
Британские подводные лодки, воевавшие на Балтике, также оказались в трудном положении. Война Англии с кайзеровской Германией продолжалась, а после заключения в декабре 1917 г. перемирия России и Германии надежда на продолжение боевых действий стала призрачной. В январе 1918 г. по распоряжению из Лондона большая часть личного состава флотилии была отправлена на родину – воевать дальше. Когда стало известно о высадке немцев, было принято решение об уничтожении кораблей – уводить их в Кронштадт без малейшей перспективы на продолжение боевых действий не имело смысла, да и остававшаяся команда (офицер и 22 матроса на семь подлодок) была маловата. Прибывший из Петрограда коммандер Френсис Нютон Аллан Кроми (1882–1918) отдал необходимый в той ситуации приказ, положивший конец истории знаменитой флотилии британских подлодок. 3–5 апреля 1918 г. лодки Е1, Е8, Е9, Е19, С26, С27 и С35 были выведены из Гельсингфорса на глубокое место в район южнее маяка Грохара и подорваны.
Английская подводная лодка типа С на фоне эскадренного миноносца «Казанец». Ревельский рейд, 1917 г. Уничтожена в апреле 1918 г. |
Переход I отряда кораблей (12–17 марта 1918 г.)
Наиболее сильными кораблями флота являлись четыре линейных корабля 1-й бригады («Севастополь», «Петропавловск», «Гангут» и «Полтава»). Для немцев они представляли собой ценный приз, ради которого можно было бы пойти и на нарушение договорённостей. Именно поэтому дредноуты, а также крейсеры «Рюрик», «Богатырь» и «Адмирал Макаров» было решено вывести в первую очередь, ещё до высадки немцев. Приказ о подготовке к переходу в Кронштадт был отдан начальнику 1-й бригады линкоров 3-го марта. Переход был осуществлён 12–17 марта при помощи ледоколов «Ермак» и «Волынец». Не смотря на тяжёлую обстановку (в один из моментов пришлось пришвартовать «Волынец» к кормовой части «Ермака», чтобы дать возможность «Ермаку» преодолеть тяжёлые льды), корабли успешно справились с задачей.
Первая бригада линейных кораблей Балтийского флота на Свеаборгском рейде. 1915 г. |
Ледокол «Ермак». Открытка, изданная Е. Ивановым, Ревель. |
Капитан 1 ранга А.Н. Сполатбог на мостике крейсера «Адмирал Макаров» во время Ледового похода. Апрель 1918 г. |
Переход II отряда кораблей (4–10 апреля 1918 г.)
После высадки германских войск в Ганге срочно был сформирован второй отряд кораблей для перехода в Кронштадт. В него вошли линейные корабли 2-й бригады «Андрей Первозванный» и «Республика», крейсеры «Баян» и «Олег», а также три подводные лодки.
Ранее предполагалось, что корабли пойдут под проводкой ледокола «Ермак», однако он задержался в Кронштадте и вышел лишь 29 марта. Из-за противодействия финнов (батареи на о. Лавенсари и перешедшего на сторону белофиннов вооружённого ледокола «Тармо») «Ермаку» пришлось вернуться в Кронштадт. Свой путь он смог продолжить только в сопровождении крейсера «Рюрик».
В итоге II отряд покинул Гельсингфорс самостоятельно, в сопровождении трёх небольших ледоколов. Наиболее уверенно справлялся с торосами линкор «Андрей Первозванный» (начальник бригады Н.И. Паттон, временно командующий кораблём Л.М. Галлер). К ночи, однако, корабли были затёрты льдом у о. Гогланд. Здесь утром 5 апреля их встретил «Ермак». 11 апреля отряд прибыл в Кронштадт, за исключением подводной лодки «Рысь», получившей в начале пути повреждение и 6 апреля вернувшейся в базу.
Линейный корабль «Андрей Первозванный». Свеаборг. 1917 г. |
Из воспоминаний инженер-механика подводной лодки «Тур» Г.М. Трусова:
«Толстый лёд с трудом поддавался натиску морского гиганта, шедшему под всеми 25 котлами. Время от времени он останавливался, отрабатывал назад, а затем с разгона раскалывал могучими ударами ледяные торосы. Сделав это, броненосец давал протяжный гудок, означавший "Следовать за мной". Так повторялось много раз».
Цитата по: Тюрин В., Яковлев И. Ледовая одиссея Балтфлота. М., 1976. С. 48–49).
Линейный корабль «Республика» (бывший «Император Павел I»). Свеаборг. 1917 г. |
Ледокол «Город Ревель» (Stadt Reval) в ревельском порту. 1900-е гг. |
Рапорт капитана 2 ранга В.И. Сипайло об увольнении в отставку. 8 апреля 1918 г. |
Путь по шхерам: переход III отряда (7–20 апреля 1918 г.)
Наиболее драматично сложилась судьба III отряда. В отличие от предыдущих отрядов, состоявших преимущественно из крупных боевых кораблей, с сильными машинами и крепкими корпусами, в него вошли преимущественно эсминцы, миноносцы, подводные лодки, многочисленные вспомогательные суда. В связи с этим по совету штурманов был изменён маршрут перехода – не по центральной части Финского залива, а по Финляндским шхерам, где было больше торосов, но предполагалось меньше подвижек льдов, столь опасных для небольших кораблей.
В состав отряда, разделённого на несколько эшелонов, вошло и штабное судно «Кречет», на котором находился начальник Морских сил Балтийского моря А.М. Щастный.
Из воспоминаний бывшего флагманского штурмана Балтийского флота Н.Н. Струйского:
«В апреле [1918 г.] прошёл слух, что на помощь белофиннам германцы снаряжают эскадру для занятия Гельсингфорса, и флоту надо было во чтобы то ни стало покинуть воды Финляндии. К этому времени наши дредноуты и крейсера были уже отосланы в Кронштадт. Эти суда шли открытым морем и вследствие крепости своих корпусов могли совершить ледяной переход; все же малые суда должны были спешно сниматься и идти шхерами. В шхерах был еще лёд, но уже довольно слабый. Первая партия мелких судов, имея в голове ледокол, отправилась с флагманским штурманом Крыжановским в Кронштадт, а я был вызван в штаб флота и назначен флагманским штурманом вместо него, так как Крыжановский получил новое назначение. Это было 8–10 апреля. Передо мной стояла задача вывода более сотни судов шхерами без единой вехи и со слабыми ледокольными средствами. Первая партия с Крыжановским пошла 18-ти футовым фарватером, почему и суда, сидевшие глубже 18 футов, были обречены на оставление в руках белофиннов. Среди этих судов были: яхты “Штандарт” и “Полярная звезда”, на которых размещался Центробалт, мастерская “Ангара” и посыльное судно “Кречет” со штабом командующего. После переговоров с Центробалтом мной была выяснена возможность вывода и этих судов, но другим фарватером, которым не пользовались из-за его трудности и малой обследованности. Однако операция удалась. Я шёл на головном “Кречете” и за нами [шли] вышеперечисленные суда, на которые удалось для проводки найти сведущих людей. Переход всей массы судов сопровождался большими трудностями и совершён был в 10–12 суток. В результате было выведено из Гельсингфорса около 160 судов без потерь и лишь с некоторыми повреждениями из-за передвижки льдов».
РГАВМФ. Ф. Р-2192. Оп. 2. Д. 4959. Л. 16; воспоминания опубликованы: «Советская власть не интересуется тем, что со мной происходило в Эстонии»: Н.Н. Струйский о службе в Северо-Западной армии / Подготовка к публикации, введение, комментарии М.А. Емелиной // КОРТИК. Флот. История. Люди. 2009. Вып. 9. С. 53–76.
Штабной корабль Балтийского флота посыльное судно «Кречет» швартуется у пристани в г. Або. 21 мая 1916 г. |
Командующий Морскими силами Балтийского моря А.М. Щастный на мостике посыльного судна «Кречет» во время Ледового похода. 16 апреля 1918 г. |
Ледокол «Аванс», построенный в 1899 г. для обеспечения круглогодичной навигации в порту Або и реквизированный в годы Первой мировой войны. 1914–1917 гг. |
Распоряжение начальника Минной дивизии капитана 1 ранга А.П. Екимова командиру транспорта «Добро» взять на буксир повреждённый эсминец «Войсковой». 18 апреля 1918 г. |
В рапорте начальника Минной дивизии А.П. Екимова этот эпизод изложен так:
«Я дал предписание командиру тр[анспорта] “Добро”, предлагая ему взять “Войскового” на буксир. Через несколько времени на обороте моего предписания мне был прислан ответ с тр. “Добро” <…>. Считая, что трансп[орт] “Добро” имеет возможность взять “Войскового” на буксир и не имея близко других свободных транспортов, я предложил командиру “Войскового” старшему лейтенанту Тихменеву вооруженной силой принудить тр. “Добро” к буксировке. Через полчаса после поездки на “Добро” команды “Войскового”, тр. “Добро” подошёл к “Войсковому” и взял его на буксир»
(РГАВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 132. Л. 162). Позднее «Войсковой» был передан для буксировки транспорту «Люди».
«Главные задержки в походе составило отсутствие каких бы то ни было распоряжений (при встрече с торосами и на каждом повороте корабли выходили из положения кильватерной колонны, стараясь проскочить в первую голову, а вместо этого сбивались в кучу, чем не только на долго задерживали движение, но и затрудняли работу ледоколов»
из донесения И.Я. Стеценко.
Отметим как исключительно редкий случай факт командования эскадренным миноносцем инженер-механика. Иван Яковлевич Стеценко (1891–1958) впоследствии также показал себя неординарной личностью, став инженер-вице-адмиралом советского флота (1945). Воспоминания И.Я. Стеценко о Ледовом походе были опубликованы в газете «Рабочий Кронштадт» 18 апреля 1937 г.
О том, что движение судов затруднялось благодаря недисциплинированности капитанов имеются многочисленные свидетельства. «Каждая вынужденная остановка вызывала беспорядок. Недисциплинированные капитаны транспортов и вспомогательных судов старались продвинуться вперёд, чтобы посмотреть, из-за чего все остановились, и создавали пробки. Совершенно так, как это делают шофёры на дорогах около машин, потерпевших аварию» (Белобров А.П. Воспоминания военного моряка. 1894–1979. М., СПб., 2008. С. 283).
Лейтенант А.П. Ставицкий впоследствии служил у белых, на переходе линейного корабля «Георгий Победоносец» в Бизерту был убит сорвавшейся с найтовов грузовой стрелой, погребен на кладбище в Сиди-Абдалла.
Эскадренный миноносец «Сибирский стрелок» во время Ледового похода. Апрель 1918 г. |
Транспорты и эскадренные миноносцы во время Ледового похода. Апрель 1918 г. |
Рапорт командира сторожевого судна «Китобой» начальнику Дивизии сторожевых судов Балтийского моря о переходе из Гельсингфорса в Кронштадт. 29 апреля 1918 г. |
Интересна судьба сторожевого судна «Китобой». 13 июня 1919 г. его команда перешла на сторону белых (Северо-Западной армии) и восставшего форта Красная Горка. На следующий день корабль пошёл в сторону английской эскадры, чтобы сообщить о восстании, был захвачен англичанами, но вскоре передан белым. Во время осеннего наступления на Петроград поддерживал части на приморском направлении. После ликвидации Северо-Западной армии был отправлен с Балтики на Север, однако после падения Мурманска направился в Чёрное море. Не смотря на противодействие англичан, плохое техническое состояние, штормы и проблемы с финансированием, корабль прибыл в Севастополь, но лишь в момент эвакуации Русской армии. В составе Русской эскадры «Китобой» перешёл в Бизерту, где находился до 1926 г., после чего был продан Италии. Затоплен в сентябре 1943 г. во избежание захвата немцами.
Рапорт командира сторожевого судна «Якорь» начальнику I дивизиона сторожевых судов Балтийского моря о переходе из Гельсингфорса в Кронштадт. 25 апреля 1918 г. |
По данным Архива УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Г.М. Палицын 2 сентября 1919 г. по постановлению Петроградской ЧК был расстрелян за неоднократную переправку офицеров-белогвардейцев в Финляндию (см.: Пожарский А.М. Подводное плавание в России. 1834–1918. Биографический справочник. СПб., 2011. С. 606–607).
Транспорт «Эльба» во время Ледового похода. Апрель 1918 г. |
Заправку нефтяных кораблей топливом перед выходом из Гельсингфорса обеспечивал наливной пароход (танкер) «Тамара». Перед выходом в поход матросам корабля удалось полностью заполнить свои танки мазутом, но бункеровку самой «Тамары» углём осуществить не успели. В последний момент моряки нашли баржу с остатками угля, ошвартовали её к левому борту суда, вышли из гавани и догрузили уголь уже на внешнем рейде.
Наливной пароход «Тамара» на слипе. 14 июля 1915 г. |
Воспоминания П.Г. Кононова об участии моряков торгового флота в Ледовом походе. 1948 г. |
Воспоминания П.Г. Кононова активно использовались в книгах Н.С. Кровякова, а также В.М. Тюрина и И.И. Яковлева – в том числе для иллюстрации тезиса о том, что большинство кораблей торгового флота было уведено в Кронштадт благодаря инициативе матросов, вопреки желанию командования флотом.
Сообщение начальника Морских сил Балтийского моря А.М. Щастного о прибытии в Кронштадт и выводе из Гельсингфорса без потерь 167 судов. 20 апреля 1918 г. |
Из рапорта командира эскадренного миноносца «Инженер-механик Дмитриев» лейтенанта М.С. Россета:
«За этот исторический поход нельзя не засвидетельствовать работу всего личного состава, который прилагал все усилия, чтобы довести родной корабль к своему порту»
РГАВМФ. Ф. Р-92. Оп. 1. Д. 132. Л. 204 об.
После ухода Флота: люди и корабли в Гельсингфорсе в апреле–мае 1918 г.
Многие корабли не смогли покинуть Гельсингфорс по причинам технического характера, в связи с малой численностью команд либо по причине нежелания экипажей. Также были оставлены суда Дивизии траления, формально переданные приказом по флоту от 15 марта 1918 г. в состав «Трудовой артели» («Тралартели»), которая «на коммерческих началах» должна была обеспечить очистку Балтики от мин. Предполагалось, что замена Андреевского флага на государственный позволит избежать возможного захвата кораблей немцами. На практике вышло наоборот – т.к. практически все суда были мобилизованы, реквизированы или куплены во время войны, то по требованию немцев они были возвращены бывшим владельцам.
Вечером 12 апреля в Гельсингфорсе начались бои – сперва как перестрелки белых и красных финнов, затем в предместьях появились наступающие немецкие части. 13 числа в гавань вошли немецкие тральщики – два в Южную гавань, два – в Северную. Вскоре началась высадка десанта.
Из мемуаров мичмана (впоследствии – капитана 1 ранга советского флота) Е.В. Дыммана, офицера канонерской лодки «Грозящий», о занятии Гельсингфорса немцами и белофиннами 13–14 апреля 1918 г.:
«Морской десант, высадившийся в южной бухте у Скатуддена в нескольких саженях от “Грозящего”, был обстрелян краснофиннами и укрылся за каменными глыбами, лежавшими на стенке. В помощь десанту открыли огонь немецкие тральщики, подошедшие вплотную к железнодорожному мосту, соединявшему Скатудден с центром города. Тральщики стреляли в упор в дома и вдоль улиц. <…>
До самого вечера не умолкала в городе стрельба, и уличные бои всё ещё продолжались, но большая часть города уже была в руках немцев и белофиннов. По-видимому, к следующему утру всё было окончено. Прилегающие к бухте дома зияли своими дырами от снарядов. Скатудденский мост и мостовые улиц были взрыты местами снарядами. На всех углах и перекрёстках стояли немецкие пулемёты и белофинские патрули.
В это же утро на “Грозящий” явился швед-переводчик и заявил от лица немецкого командования о необходимости освободить стенку от немецких транспортов. На судне в этот момент находился я и шесть человек команды (командир, спустившийся с корабля на стенку прогуляться, был арестован, о чём мы узнали впоследствии). Ввиду невозможности столь малым числом команды перевести судно на внешний рейд, нам был дан буксир и прислано двадцать пять немецких матросов.
Отойдя от стенки, “Грозящий” через короткий промежуток времени был поставлен под охрану линкоров “Вестфален” и “Позен” на внешний рейд, не имея отопления, освещения и лишённый каких-либо дальнейших инструкций»
Дымман Е. На канонерской лодке «Грозящий» в дни падения Гельсингфорса (Воспоминания очевидца) // Красный флот. 1925. № 3. С. 97–99.
Дымман Е. На канонерской лодке «Грозящий» в дни падения Гельсингфорса (Воспоминания очевидца) |
После ухода флота старшим морским начальником в водах Финляндии был оставлен бывший начальник Минной обороны Балтийского моря контр-адмирал Александр Петрович Зеленой (1872–1922), державший флаг на учебном судне «Память Азова». Он обеспечил соблюдение всех возможных пунктов Брестского мирного договора, вёл переговоры с германской и финской сторонами, подготавливал вывод кораблей в Кронштадт после таяния льда, организовывал эвакуацию русских подданных из Финляндии, пытался защитить остававшееся имущество флота от захватов финнами. Все реалии тех сложных дней нашли отражение в донесениях А.П. Зеленого на имя А.М. Щастного.
Александр Павлович Зеленой, старший морской начальник в водах Финляндии. |
14 апреля, когда бои за Гельсингфорс почти закончились, на внутренний рейд вошли немецкие линейные корабли «Вестфален» и «Позен».
В рапорте А.П. Зеленого от 2 мая 1918 г. при описании событий 14 апреля, в частности, указывалось:
«Русское население почти не пострадало – убит случайной пулей на “Лаве” доктор Кистяковский, кроме того, убито и ранено несколько матросов на судах в Южной гавани, число их и фамилии установить не удалось. Среди русского гражданского населения, насколько известно, нет ни раненых, ни убитых».
Извлечения из рапорта опубликованы: Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 – декабрь 1918) / Ред. кол. Фрайман А., Дементьев Е., Ковальчук В., Соловьев И., Хесин С. Л., 1968. С. 148–152.
Морской врач статский советник С.Ф. Кистяковский. |
Лазаретная баржа «Лава» (при оборудовании использован корпус одноимённого монитора). Кронштадт, 1916 г. |
Памятник на могиле С.Ф. Кистяковского на Ильинском православном кладбище в Хельсинки. |
|
Госпитальные суда, оставленные в Гельсингфорсе, ждала различная участь. Так, например, «Меркурий» и «Митава», 19 марта 1918 г. переданные в ведение Красного Креста, были реквизированы Финляндией. «Ариадна», мобилизованный товаро-пассажирский пароход «Финляндского пароходного общества», был возвращен владельцу. «Русь», также стоявшая под флагом Красного Креста, была реквизирована Финляндией, а затем передана бывшему владельцу – Восточно-Азиатскому пароходству. Старший морской начальник в водах Финляндии А.П. Зеленой в рапорте от 2 мая 1918 г. указывал: «На госпитальные суда финляндское правительство наложило эмбарго и совершенно не считалось ни с флагом Красного Креста, ни с датским флагом, поднятым после принятия флотилии под покровительство Дании».
Госпитальное судно «Меркурий». Гельсингфорс, 8 октября 1917 г. |
Госпитальное судно «Ариадна». 1915–1917 гг. |
Госпитальное судно «Митава». 1915–1917 гг. |
Пароход «Русь», в годы Первой мировой использовавшийся в качестве вспомогательного крейсера, а затем госпитального судна. 1913–1914 гг. |
С кораблями, находившимися вне Гельсингфорса, обращались ещё более вольно – немцы заявили, что заключённое в Ганге соглашение на них не распространяется. Так, канонерская лодка «Бобр» была захвачена в Або, ненадолго вошла в состав немецкого флота, а затем была передана Эстонии.
Канонерская лодка «Бибер» (бывший русский «Бобр») после захвата немцами в Або ненадолго была введена в состав кайзеровского флота. Ревель, 1918 г. |
Лембит» (бывший «Бобр»), эстонская канонерская лодка. Ревель, [1920]. |
Тральщики «Дуло» и «Ствол» у причала в Або. 1916 г. Захвачены финнами весной 1918 г. в Мариенхамне и Або соответственно. |
В начале мая, после сходя льда, начался вывод отдельных кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт. Всего было переведено девять эсминцев, канонерская лодка «Грозящий», заградитель «Нарова», транспорт «Рига», спасательное судно «Волхов», два блокшива, три транспорта. 28–29 мая перешёл в Кронштадт последний корабль – учебное судно «Память Азова» под флагом А.П. Зеленого.
Рапорт командира эскадренного миноносца «Мощный» о переходе 2–3 мая 1918 г. из Гельсингфорса в Кронштадт. 5 мая 1918 г. |
Из рапорта командира эсминца «Мощный» командующему Морскими силами Балтийского моря А.М. Щастному от 5 мая 1918 г.:
«Отношение штаба белой гвардии к русскому населению в Финляндии очень плохое, причём все русскоподданные подразделены на поляков, латышей, украинцев и великороссов. Все нападки финского штаба обращены на великороссов или “русско-подданных”, как они их называют. Отношение германских властей к русским всегда хорошее и предупредительное».
Рапорт командира эсминца «Мощный» командующему Морскими силами Балтийского моря А.М. Щастному о переходе из Гельсингфорса в Кронштадт 2– 3 мая 1918 г. Петроград, 5 мая 1918 г.
Упомянутое в телеграмме спасательное судно «Волхов» вступило в строй в июле 1915 г., в 1917 г. принимало участие в подъёме подводных лодок АГ-15 и «Единорог», в конце февраля 1918 г. в рамках первого этапа Ледового похода перешло из Ревеля в Гельсингфорс, в мае – в Кронштадт. В 1922 г. получило название «Коммуна». Впоследствии принимало участие во многих судоподъёмных операциях, в настоящее время, не смотря на более чем столетний срок эксплуатации, находится в составе Черноморского флота.
Копия сообщения А.М. Щастного А.П. Зеленому о предполагаемом направлении в Гельсингфорс за беженцами транспорта «Рига». 20 мая 1918 г. |
Копия донесения А.П. Зеленого А.М. Щастному о германских условиях допуска в Гельсингфорс транспорта «Рига». 21 мая 1918 г. |
Комиссаром при старшем морском начальнике в водах Финляндии был большевик Борис Алексеевич Жемчужин (Жемчужный) (1896–1918). 8 мая у входа в порт он был арестован немцами. А.П. Зеленой 14 мая доносил: «13 мая я получил письмо от адмирала фон Усслара, из которого стало очевидным, что Жемчужный расстрелян. Финляндское правительство в деле Жемчужного нарушило все существующие нормы международного права, не сообщив никому ничего об аресте чина моего штаба, о возбуждённом против него обвинении, суде, приговоре и казни. Посланный мною вечером того же дня к финляндскому генералу Теслеву врид начальника моего штаба старший лейтенант Пашкевич обратился с вопросом о том, на каком основании и в силу какого права арестован и расстрелян комиссар Жемчужный. Генерал Теслев ответил, что Жемчужный расстрелян как шпион и перед смертью "всех выдал". Что понималось под словами "всех выдал", сказать, конечно, трудно».
Борис Алексеевич Жемчужин. Фотокопия. |
Один из вариантов списков кораблей и судов, оставшихся в Ревеле, Гельсингфорсе, Або, Мариенхамне, Бьернеборге и уничтоженных в Ганге. 1918 г. |
Трудная судьба ледоколов
В силу сложной ледовой обстановки ключевую роль в осуществлении Ледового похода играли ледоколы. Не удивительно в связи с этим стремление к их захвату со стороны финнов и немцев. Ситуация осложнялась тем, что значительную часть команд ледоколов составляли эстонцы и финны.
Ледокол «Волынец», хорошо показавший себя при проводке в Кронштадт I-го отряда, был захвачен на выходе из Гельсингфорса и уведён в Ревель, после чего использовался немцами для обеспечения высадки войск в Финляндии. До 1922 г. он плавал под финским флагом (как «Вяйнемейнен»), затем по Тартускому мирному договору был возвращён России и в тот же день передан Эстонии (носил имя «Суур Тылл»); после включения Эстонии в состав СССР вновь стал «Волынцем»; в настоящее время находится в Таллине в качестве корабля-музея.
Старко Б. Захват «Волынца» |
Есин Н. Как произошел захват «Волынца» белофиннами |
Под флагом Российской империи: ледокол «Царь Михаил Феодорович» во время ледовой проводки. 1914–1917 гг. |
Под флагом Финляндии: ледокол «Wäinämöinen» в гавани Гельсингфорса. 1918–1922 гг. |
Под флагом Эстонской республики: ледокол «Suur Tõll». 1920-е гг. |
В январе 1918 г. на Аландских островах в руках белых финнов оказался ледокол «Сампо».
Ледокол «Сампо» во льдах. 1915–1917 гг. |
Важнейшую роль в выводе кораблей из Гельсингфорса сыграл самый мощный на Балтике ледокол «Ермак».
Третье распоряжение о возвращении ледокола «Ермак» из Кронштадта в Гельсингфорс. 25 марта 1918 г. |
Есин Н. Заслуги «Ермака» |
Благодарность начальника 12-го дивизиона эсминцев А.Г. Кейзерлинга экипажам ледоколов «за энергичную блестящую работу». Кронштадт. 19 апреля 1918 г. |
Выписка из вахтенного журнала ледокола «Трувор» со сведениями об участии в проводке судов 11–19 апреля и 6–7 мая 1918 г. |
Участники перехода
Судьбы героев Ледового похода сложились так же непросто, как и большинства жителей России в первой половине XX века.
В последние десятилетия на роль спасителя Балтийского флота выдвинут бывший капитан 1 ранга Алексей Михайлович Щастный, с марта 1918 г. являвшийся и.о. начальника Морских сил Балтийского моря, до того в советской исторической литературе представлявшийся «предателем», «контрреволюционером» и «торговцем флотом». К сожалению, посвящённые ему труды Е.Н. Шошкова и В.Е. Звягинцева имеют публицистический уклон, в них трагическая судьба моряка превалирует над анализом его деятельности.
Дело в том, что 27 мая 1918 г., спустя пять недель после завершения Ледового похода, А.М. Щастный в Москве был арестован по распоряжению народного комиссара по военным и морским делам Л.Д. Троцкого, 20-21 июня был судим только что созданным Революционным трибуналом при ВЦИК, по приговору которого был расстрелян на рассвете 22 июня 1918 г. Ему вменялась в вину «подготовка условий для контрреволюционного государственного переворота». За громкими обвинениями не стояло доказательной базы, лишь мнение Л.Д. Троцкого. Реальной возможности для защиты, привлечения свидетелей и т.д. обвиняемому предоставлено не было – суд в условиях Гражданской войны был скор и субъективен.
Офицеры линейного корабля «Полтава». Сентябрь 1914 г. Во втором ряду правее священника – старший офицер корабля, капитан 2 ранга А.М. Щастный. |
Фотография А М. Щастного на мостике штабного судна «Кречет» во время Ледового перехода размещена в разделе «Путь по шхерам: переход III отряда (7–20 апреля 1918 г.)» данной Интернет-выставки.
Записка А.М. Щастного жене с просьбой «на память об отце передать сыну моему Льву по достижении им совершеннолетия – мои заметки на суде». 21 июня 1918 г. |
Один из листов заметок, которые А.М. Щастный вёл на заседании суда. 20 июня 1918 г. |
Записка А.М. Щастного жене с просьбой передать рубашку, в которой он был в тюрьме и на суде, сыну Льву. |
Табличка проекта «Последний адрес», установленная 20 декабря 2015 г. в память А.М. Щастного на доме, где он жил (Санкт-Петербург, 17-я линия Васильевского о-ва, Д. 10). |
Хорошие слова об А.М. Щастном сказаны в опубликованных РГАВМФ воспоминаниях контр-адмирала советского флота В.А. Белли, непосредственного участника тех событий:
«Хочу лишь с особой силой подчеркнуть роль в этом переходе А.М. Щастного. С присущей ему энергией он лично руководил движением отрядов кораблей, провел вместе с М.А. Петровым большое время на мостике «Кречета», непосредственно давая указания об оказании помощи тому или иному малому кораблю и самим «Кречетом», который был ледорезным пароходом. Немало труда положил А.М. Щастный и на подготовку кораблей, особенно малых, к уходу из Гельсингфорса. Всюду не хватало ни офицеров, ни матросов… Ледовый переход флота был несомненно крупным событием в истории Балтийского флота. Надо было иметь много мужества и умения личного состава, особенно малых кораблей, в сущности совершенно беспомощных среди льдов, да еще с их тонкой бортовой обшивкой, которую любая льдина могла легко пробить. Но победа была одержана. Корабли были спасены от захвата и сыграли большую роль в дальнейшем развитии и в деятельности флота. Ледовый переход флота во многом обязан успехам А.М. Щастному».
Белли В.А. В советском военно-морском флоте. Воспоминания. СПб., 2013.
Одним из видных организаторов перевода флота в Кронштадт был вчерашний матрос, главный комиссар Балтийского флота Николай Фёдорович Измайлов (1892–1971). В годы Гражданской войны он являлся командиром Нижегородского порта Волжской военной флотилии, внёс большой вклад в вооружение и ремонт кораблей для боёв на Волге и Каме. С 1923 г. в запасе, занимал административно-хозяйственные должности в различных министерствах.
Страница из альбома ветеранов Волжско-Каспийской военной флотилии, посвящённая Н.Ф. Измайлову. |
В том же альбоме есть страница, посвящённая Петру Михайловичу Иванову (1896–1971), начавшему службу матросом императорского флота, а закончившему её капитаном 1 ранга ВМФ СССР. В последние годы службы являлся старшим научным сотрудником Исторического отдела Главного морского штаба, историографом 4-го (Юго-Балтийского) Военно-Морского Флота.
РГАВМФ. Ф. Р-315. Оп. 1. Д. 194. Л. 25. |
Первым этапом Ледового похода (из Ревеля в Гельсингфорс) руководил начальник 1-й бригады крейсеров Балтийского флота капитан 1 ранга Александр Николаевич Сполатбог (1880–1937), имевший брейд-вымпел на крейсере «Адмирал Макаров». Переход в Кронштадт в марте 1918 г. он совершил на том же корабле в составе Второго отряда. Затем являлся старшим морским начальником в Петрограде, в 1920 г. был начальником штаба Морских сил Чёрного и Азовского морей, в 1921–1922 гг. возглавлял Управление безопасности и кораблевождения Чёрного и Азовского морей, руководил сводной гидрографической партией Чёрного моря. В 1926 г. арестован ГПУ и уволен в запас. В середине 30-х гг. являлся инспектором навигации Управления Черноморского морского пароходства, жил в Одессе, где был арестован и расстрелян в дни Большого террора.
Александр Николаевич Сполатбог. 1930-е гг. |
Капитан 2 ранга Лев Михайлович Галлер оказался командиром линейного корабля «Андрей Первозванный» перед самым выходом 2-го отряда из Гельсингфорса. Корабль он знал хорошо – служил на нём в 1912–1915 гг. младшим, а затем старшим артиллерийским офицером. В кампанию 1917 г. являлся старшим офицером линкора «Слава», хорошо показал себя во время Моонзундского сражения. После затопления «Славы» командовал эсминцем «Туркменец-Ставропольский». Опыт позволил ему не просто отлично управлять «Андреем Первозванным» в трудных условиях Ледового похода – под его командованием линкор вёл отряд, за отсутствием сильных ледоколов прокладывая путь во льдах. В дальнейшем Л.М. Галлер служил в Красном Флоте, в частности в 1932–1937 гг. командовал Балтийским флотом, с 1938 г. являлся начальником Главного морского штаба, с 1940 г. – заместителем народного комиссара ВМФ по кораблестроению и вооружению. Адмирал (1940 г.). В 1948 г. обвинён вместе с адмиралами Н.Г. Кузнецовым, В.А. Алафузовым и Г.А. Степановым в передаче во время войны союзникам парашютных торпед и ряда карт, осуждён на четыре года лишения свободы. Умер 12 июля 1950 г. в Казанской психиатрической больнице МВД СССР.
Адмирал Лев Михайлович Галлер. 1947 г. |
Георгий Андреевич Степанов (1890–1957) вместе с Л.М. Галлером служил на линкоре «Андрей Первозванный», в революционное время был флагманским минным офицером штаба Дивизии сторожевых судов Балтийского моря, с которой и совершил Ледовый поход. В 1919 г. был начальником штаба Онежской флотилии, противостоявшей белой флотилии. В период Великой Отечественной войны создавал Беломорскую военную флотилию, с марта 1943 по март 1944 г. – начальник Главного морского штаба, затем начальник Управления военно-морских учебных заведений. Так же, как и Л.М. Галлер, осуждён в 1948 г. по «делу адмиралов» к 10 годам лишения свободы, реабилитирован в 1953 г. Главный редактор III (военно-исторического) тома Морского атласа.
Вице-адмирал Георгий Андреевич Степанов. |
Адмирал Флота Советского Союза Иван Степанович Исаков (1894–1967). В марте 1917 г. молодой мичман по окончании Отдельных гардемаринских классов был назначен на новый эсминец «Изяслав», на котором в октябре принял участие в Моонзундском сражении, а в апреле 1918 г., уже помощником командира – в Ледовом походе. После схода льда на транспорте «Рига» (командир – А.П. Максимов) ходил в Гельсингфорс, за беженцами. В 1920 г., командуя эсминцем «Деятельный», принял участие в событиях Гражданской войны на Каспии. К началу Великой Отечественной войны – адмирал, 1-й заместитель народного комиссара ВМФ, начальник Главного морского штаба. Несмотря на тяжёлое ранение (1942 г.), оставался на руководящих должностях до 1955 г. Автор теоретических и исторических трудов, редактор «Морского атласа», член-корреспондент АН СССР, писатель.
Иван Степанович Исаков |
Обложка книги: Рудный В. Долгое, долгое плавание. Об Адмирале Флота Советского Союза И.С. Исакове. Изд. 2-е, доп. М., 1984. 142 с., илл. |
Заметную роль в Ледовом походе сыграл Николай Николаевич Струйский (1885–1935). В 1907 г. он окончил Морское инженерное училище, но в 1909 г. сдал экзамены на чин мичмана и продолжил службу в строевом составе флота. Весной 1917 г. избран матросами старшим офицером линкора «Гангут». С 1 апреля 1918 г. – главный штурман Балтийского флота, разработал маршруты движения эшелонов кораблей III отряда из Гельсингфорса в Кронштадт по финским шхерам, во время Ледового похода находился на штабном корабле «Кречет». С сентября 1918 и до ледостава – флаг-капитан по оперативной части Волжской военной флотилии, которой командовал Ф.Ф. Раскольников, принимал участие в боях против белогвардейцев, в т.ч. в Сарапульском прорыве. После возвращения на Балтику по распоряжению командующего Балтийском флотом Ф.Ф. Раскольникова принял участие в набеге на Ревель, в ходе которого 26 декабря 1918 г. попал в плен к англичанам на эсминце «Спартак». По словам Н.Н. Струйского, записался в Северо-Западную армию Н.Н. Юденича с целью перехода на сторону красных, участия в боевых действиях не принимал, в августе 1920 г. вернулся «из плена» в РСФСР и был восстановлен в должности главного штурмана Балтфлота. Начальник управления безопасности кораблевождения на Балтике (1921–1925), затем на аналогичной должности на Каспии. С 1930 г. – начальник отдела навигационного ограждения морей Гидрографического управления. В 1934 г. уволен из рядов ВМФ по болезни.
Николай Николаевич Струйский (из книги: История Гидрографической службы Российского флота. Т. 4. Биографический справочник известных штурманов и гидрографов Российского флота. СПб., 1997. С. 316). |
Андрей Павлович Белобров (1894–1981). После окончания Морского корпуса (1914 г.) служил на линейном корабле «Цесаревич» и крейсере «Олег», с октября 1915 г. – штурманский офицер эсминца «Гайдамак», на котором участвовал в Ледовом походе. Принимал участие в Гражданской войне – командовал эсминцем «Амурец» во время Видлицкой операции. В советское время – гидрограф, участник гидрографических экспедиций, педагог, заместитель начальника Военно-морского гидрографического училища им. Г.К. Орджоникидзе (1939–1941) и Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе (до 1948). Инженер-капитан 1 ранга запаса (1950). Доктор географических наук, автор большого числа научных трудов, мемуарист.
Мичман Андрей Павлович Белобров. Август 1914 г. |
Во всех без исключения работах по истории Ледового похода отмечается большая роль, сыгранная ледоколом «Ермак» в проводке кораблей сквозь ледовые поля и торосы. Имя же его командира Владимира Евгеньевича Гасабова (1877–1944) если и упоминается, то исключительно в уничижительном ключе, как автора рапорт о возможностях ледокола по проводке в Кронштадт 1-й бригады линейных кораблей Балтийского моря (документ приведён в разделе «Трудная судьба ледоколов» данной Интернет-выставки). Между тем его судьба очень интересна. Родился в Перми в семье преподавателя гимназии, окончил Севастопольское реальное училище, с 1893 г. плавал на судах под различными флагами. В период Русско-японской войны служил в русском флоте прапорщиком по морской части, участвовал в походе эскадры З.П. Рожественского (на вспомогательном крейсере «Терек»). После сдачи экзамена и производства в подпоручики по Адмиралтейству командовал на Балтике транспортом «Водолей № 1» (1907–1913). С начала 1914 г. – старший помощник капитана ледокола «Царь Михаил Феодорович», с марта 1916 г. – командир того же ледокола. С февраля 1917 г. – командир ледокола «Ермак». В январе 1922 г. в Таллине покинул «Ермак» и зарегистрировался под фамилией Коллман, но вскоре сменил её на прежнюю. Служил корректором карт, в 1925 г. получил эстонское гражданство. В 1935 г. вновь сменил фамилию – на этот раз на Карус. При немцах некоторое время служил в порту бухгалтером. Умер в Таллине в период оккупации.
Фрагмент статьи эстонского исследователя П.П. Саммалсоо, восстановившего биографию В.Е. Гасабова по эстонским архивным документам. |
Николай Николаевич Варзугин (1891–?). Представитель известной в Олонецком крае фамилии мореходов и капитанов. Родился в Архангельской губернии, в поморском селе Унежма на берегу Онежской губы Белого моря; в 1910 г. окончил мореходную школу в Балтийском порту и получил звание штурмана 3 разряда, плавал на частных судах, в 1916 г. выдержал дополнительный экзамен при Петроградском училище дальнего плавания на звание штурмана дальнего плавания, после чего окончил школу прапорщиков флота и получил назначение штурманским офицером на посыльное судно «Ястреб» (бывший пароход «Боре II»). В сентябре 1917 г. приказом начальника Дивизии сторожевых судов назначен временно командующим «Ястребом». Командовал им и в октябре того же года, когда «Ястреб» доставил в Петроград революционных матросов и находился на Неве рядом с «Авророй», и весной 1918 г. – во время Ледового перехода. На Онеге командовал красной канонерской лодкой № 6, был ранен в бою с белой флотилией 3 августа 1919 г. В 1923–1928 гг. служил в Погранвойсках ОГПУ, затем – исполнитель по обстановке фарватеров и дноуглубительных работ на Северо-Западе. Капитан парохода «Володарский». Погиб в результате несчастного случая.
Николай Николаевич Варзугин |
В 1933-1934 гг. руководство Центрального военно-морского музея предприняло попытку, в дополнение к существовавшему Боевому землячеству моряков, красногвардейцев и красных партизан, создать объядининение участников Ледового похода, чтобы использовать его для сбора воспоминаний и для чтения лекций. Состоялось как минимум одно собрание, проходившее под председательством начальника музея П. Сивкова.
Протокол № 1 собрания участников Ледового похода. 1934 г. |
Ледовый поход в мемуарах и исследованиях
Первое обстоятельное описание Ледового похода было выполнено в 1923 г., к пятилетию событий, начальником исторической части оперативного управления штаба командующего Морскими силами РСФСР Петром Дмитриевичем Быковым (1890–1963), бывшим старшим лейтенантом, который не только сам участвовал в этом походе в должности командира сторожевого судна «Голубь», но и обстоятельно изучил архивные документы.
Быков П.Д. Переход Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт зимой 1918 г. // Морской сборник. 1923. № 11. С. 13–29. |
К 15-летию Ледового похода новая статья была написана «бригадой» сотрудников Военно-морской академии во главе с будущим адмиралом Ю.А. Пантелеевым. Сделав ряд актуальных на тот момент выводов, касающихся организации переходов отрядов кораблей в сложной ледовой обстановке, авторы подчеркнули: «основная заслуга в организации и успешном проведении Ледового похода принадлежит большевикам Балтфлота», при этом более ранние исследования бывших офицеров (и – подчеркнём – участников событий) П.Д. Быкова и Н.И. Паттона характеризовались как «политически неверные» и «тенденциозные».
Яковлев И. «Ледовый поход» торгового флота // Морской сборник. 1935. № 4. С. 106–109. |
Статья 1938 г. фактически завершает создание «новой истории» Ледового похода, в которой руководят лишь безликие комитеты, да вспоминают о трудностях отдельные герои из матросов.
Звонарев Б., Баранчук В. Ледовый поход (К 20-й годовщине перехода Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт) // Морской сборник. 1938. № 4. С. 76–87. |
Юнга Е. Ледовый поход. Л.: ЦВММ, 1949. 44 с. (серия «Матросские чтения»). |
Тюрин В., Яковлев И. Ледовая одиссея Балтфлота. М.: Политиздат, 1976. 94 с. |
Избранная библиография по теме «Ледовый поход Балтийского флота»:
Публикации документов:
Балтийский флот в Октябрьской революции и гражданской войне: Сб. документов / под ред. А.К. Дрезен. М.-Л., 1932.
Балтийские моряки в борьбе за власть Советов (ноябрь 1917 – декабрь 1918) / Ред. кол. Фрайман А., Дементьев Е., Ковальчук В., Соловьев И., Хесин С. Л.: Наука, 1968. 368 с.
Германские и финские власти нарушали неприкосновенность судов флота / Подготовка к публикации и примечания Р.В. Кондратенко и Л.А. Кузнецова // Гангут. Сб. ст. Вып. 89. СПб., 2015. С. 91–104.
Воспоминания:
Шпилевский И. Поход из Гельсингфорса в Петроград в апреле 1918 г. // Красный флот. 1922. № 3–4.
Дымман Е. На канонерской лодке «Грозящий» в дни падения Гельсингфорса (Воспоминания очевидца) // Красный флот. 1925. № 3. С. 97–99.
Сокольников Б. Во льдах Балтики // Красный флот. 1928. № 3–4. С. 96–98.
Есин Н. Как произошел захват «Волынца» белофиннами // Красный флот. 1928. № 11–12. С. 100–103.
Яковлев И.И. В героическом «Ледовом походе» // Морской флот. 1957. № 11. С. 8–9 , с портр.
Бачурихин З. Ревель – Гельсингфорс. Из воспоминаний участника перехода // Советский флот. 1958. 25 февр.
Данилевский П. Легендарный переход. Воспоминания участника «Ледового похода» кораблей Балтийского флота в 1918 года // Рабочий Кронштадт. 1958. 19 апр.
Белобров А.П. Воспоминания военного моряка. 1894–1979. М., СПб., 2008. С. 280–286.
Исследования:
Быков П.Д. Переход Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт зимой 1918 г. // Морской сборник. 1923. № 11. С. 13–29.
Паттон Н.И. Переход Балтийского флота в Кронштадт и Гражданская война в Финляндии (3 марта – 14 апреля 1918 г.) // Гражданская война. Действия на морях, речных и озерных системах. Т. 2. Ч. 1. Балтийский флот 1918–1919 гг. Л., 1926. С. 30–50; 212–216, схема.
Старко Б. Захват «Волынца» // Красный флот. 1928. № 3–4. С. 88–92.
Есин Н. Заслуги «Ермака» // Красный флот. 1928. № 3–4. С. 93–95.
Есин Н. 10-летие ледового похода Балтфлота // Красный флот. 1928. № 7. С. 40–43.
Пантелеев, Арапов, Калмыков, Палилов. Ледовый поход (К 15-й годовщине перехода Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт) // Морской сборник. 1933. № 4. С. 94–103.
Яковлев И. «Ледовый поход» торгового флота // Морской сборник. 1935. № 4. С. 106–109.
Шишкин А.Г. Операции подводных лодок на Балтийском море в гражданскую войну (Материалы для исторического описания) // Морской сборник. 1936. № 12. С. 91–101.
Звонарев Б., Баранчук В. Ледовый поход (К 20-й годовщине перехода Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт) // Морской сборник. 1938. № 4. С. 76–87.
Жмакин Д. Ледовый поход // Партийно-политическая работа в ВМФ. 1941. № 3. С. 14–18.
Юнга Е. Ледовый поход. Серия: Боевая библиотека краснофлотца. М.-Л.: Военмориздат НКВМФ СССР, 1941. 20 с.
Багри Р.И. 30 лет Ледового похода (1918–1948). Изд. Центрального военно-морского музея. Л., 1948.
Юнга Е. Ледовый поход. Л.: ЦВММ, 1949. 44 с. (серия «Матросские чтения»).
Сорокин М.Я., Лурье А.Я. «Ермак» ведет корабли. М.-Л.: Главсевморпуть, 1951. 199 с.
Эдлинский С.Ф., Яковлев В.В. Транспортный флот в Ледовом походе 1918 года. М.: Морской транспорт, 1952. 132 с., илл.
Сапожников В.И. Подвиг балтийцев в 1918 году. М.: Воениздат, 1954. 100 с., илл.
Кровяков Н.С. Ледовый поход Балтийского флота в 1918 году. К истории первой стратегической операции Советского Военно-Морского Флота. М.: Военное издательство МО СССР, 1955. 224 с., илл., карты.
Кровяков Н.С. К истории «Ледового похода» Балтийского флота в 1918 г. // Исторические записки. Т. 51. 1955. С. 3–48.
Исаков И.С. Беспримерная операция // Советский флот. 1958. 12 апр.
Котельников Б.Б. Красногвардейцы Эстонии в Ледовом походе Балтийского флота // Морской сборник. 1958. № 2. С. 76–81.
Козлов А.Д. Крейсер «Олег» в Ледовом походе Балтийского флота // Морской сборник. 1958. № 4. С. 73–80.
Мордвинов Р.Н. Курсом «Авроры». Формирование советского Военно-морского флота и начало его боевой деятельности (ноябрь 1917 – март 1919). М., 1962.
Хомчук Н. О Ледовом походе кораблей Балтийского флота в 1918 году // Военно-исторический журнал. 1963. № 2. С. 120–124.
Тюрин В., Яковлев И. Ледовая одиссея Балтфлота. М.: Политиздат, 1976. 94 с.
Зонин С.А. Адмирал Л.М. Галлер. М.: Воениздат, 1991. 415 с.
Мусаев В.И. Эвакуация Балтийского флота из Финляндии в Кронштадт в 1918 г. // Петербургские чтения – 97: Петербург и Россия. СПб., 1997. С. 324–333.
Шошков Е.Н. Наморси А.М. Щастный (Трагическая биография в событиях, датах и комментариях). СПб., 2001. 428 с.
Точкин Ф.В. «Ледовый поход» Балтийского флота в 1918 г. // Чтения по военной истории: Сб. ст. СПб., 2006. С. 432–436.
Елизаров М.А. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны (февраль 1917 – март 1921 гг.). Диссертация на соискание учёной степени доктора исторических наук. СПб, 2007.
Точкин Ф.В. К 90-летию Ледового похода Балтийского флота в 1918 году // Россия в XX веке: проблемы политической, экономической и социальной истории. СПб., 2008. С. 439–443.
Бажанов Д.А. Военные моряки в Гельсингфорсе (октябрь 1917 – март 1918 гг.): перспективы втягивания в гражданское противостояние // Проблемы истории и историографии. Сборник докладов межвузовской научной конференции. СПб., 2014. Т. 2. С. 112–120.
Бажанов Д.А. Гражданская война в Финляндии и русские военные моряки: реакция, участие, мотивы (на материалах экипажей кораблей Гельсингфорсской военно-морской базы) // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 50–62.
Близниченко С.С. Начало карьеры в РККФ И.М. Лудри: участие в Ледовом походе Балтфлота в 1918 году // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016. № 3 (30). С. 62–69.
Назаренко К.Б. Балтийский флот в революции. 1917–1918 гг. М., 2017. 448 с.