Страж столицы

К 320-летию создания Балтийского флота

Введение

Шведский бот «Гедан», взятый в устьях реки Невы 7 мая 1703 г. Шведская шнява «Астрильд», взятая в устьях реки Невы 7 мая 1703 г.

Шведские бот «Гедан» и шнява «Астрильд», захваченные в устье реки Невы в ночь на 7 мая 1703 г.
Из книги: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. СПб., 1875. Вклейка.

Донесение морского флота капитана Питера Лобека о передаче трофейных пушек, взятых со шведских судов «Гедан» («Геден») и «Астрильд» («Астрил») в сражении 7 мая 1703 года, майору Аксварту.

11 декабря 1706 г.
Донесение морского флота капитана Питера Лобека о передаче трофейных пушек, взятых со шведских судов «Гедан» («Геден») и «Астрильд» («Астрил») в сражении 7 мая 1703 года, майору Аксварту.
Упоминаются 10 пушек с «Гедана» (две медные с королевским гербом и восемь железных без герба) и семь пушек с «Астрильда» (шесть железных с королевским гербом и одна медная на вертлюге).
РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 81. Л. 26. Подлинник на русском языке. Автограф.

Портрет императора Петра I.

Портрет императора Петра I. Литография В.А. Прохорова. 1852 г.
Научно-справочная библиотека РГАВМФ.

В ночь с 6 на 7 мая (старого стиля) 1703 года отряд из 30 гребных лодок с посаженными на них солдатами под руководством царя Петра I и Александра Даниловича Меншикова атаковал около устья Невы два шведских корабля – бот «Гедан» и шняву «Астрильд» – и после упорного абордажного боя захватил их в плен. Это первая победа русских на море стала началом будущего Балтийского флота, для которого уже строились корабли на первых в регионе верфях – Олонецкой и Сясьской. А дата теперь считается днем рождения Балтийского флота.

Таким образом, 18 мая 2023 года исполнилось 320 лет со дня рождения Балтийского флота. Этому историческому событию посвящена выставка документов Российского государственного архива Военно-Морского Флота. Рождение флота — результат неимоверных усилий императора Петра Алексеевича, сторонников его политики и всего российского народа. Личное участие царя Петра в строительстве кораблей и верфей зафиксировано различными правительственными документами, многочисленными автографами самого царя, донесениями и письмами его современников. Петр Первый как талантливый и успешный менеджер на несколько столетий вперед заложил принципы управления для всех учреждений военно-морского флота: Адмиралтейств-коллегии, верфей, портов, военно-морского образования. «Регламент благочестивейшего государя Петра Великого отца отечества императора и самодержца всероссийского об управлении Адмиралтейства и Верфи», содержит правила эффективного управления, которые создали Балтийский флот, и в наше время его основные принципы продолжают оставаться актуальными:

– «В Академии учить наукам»;

– «Запрещается служащим во флоте и Адмиралтействе, российской нации, без позволения выезжать из сего государства в иностранные земли для службы, вывозить свои пожитки, … А, которые приняв чужую службу, хотя и без позволения, а возвратятся в отечество, тем и будет прощение»;

– «Шхиперам торговых российских кораблей, должно нанимать в свою службу матрозов российской нации; а ежели не можно сыскать столько потребных российской нации, то позволяется нанимать и иноземцев, но токмо чтоб не более четвертой доли»;

«Людьми ничего не возить и не носить, но зимою на лошадях, а летом водою; … Также везде у работ употреблять машины, которые в иных государствах употребляются; а где нет, а можно быть, то вымышлять, дабы меньшими людьми дело управить было возможно»;

– «В конторе Адмиралтейской надлежит быть одному директору над Верфию из офицеров главных, наприклад (например), не меньше капитан-командора, который бы не токмо морскую службу, но и корабельное дело знал». (Регламент об управлении Адмиралтейства и Верфи. Санкт-Петербург, 1786. С. 81).

Следующий раздел