Страж столицы

К 320-летию создания Балтийского флота

Кронштадт – город-крепость

Чертеж фасада и профиля форта Кроншлот («кроншлотской башни») в первоначальном (деревянно-мазанковом) варианте перед разбором по ветхости в 1749 г. Копия 1779 г.

Чертеж фасада и профиля форта Кроншлот («кроншлотской башни») в первоначальном (деревянно-мазанковом) варианте перед разбором по ветхости в 1749 г. Копия 1779 г.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 2784.

«В устьях Невы, еще во времена Александра Невского, новгородцы, для своевременного уведомления о прибытии неприятеля со стороны моря, держали на острове Котлин морскую стражу.

В продолжение многих веков близ Котлина проходили тысячи кораблей и берега Невы служили предметом упорной борьбы между враждовавшими соседями, однако же до Петра никто не мог оценить важного значения Котлина. Никто не догадывался, что этот самый остров и отмели, идущие от северного и южного берегов материка, защищают от больших неприятельских судов всю часть моря, лежащую к востоку от Котлина и таким образом, в случае укрепления пролива, задерживают пришедшего с моря неприятеля, в 30-ти верстах от устьев Невы» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 160).

Царь Петр принимает решение строить крепость, предварительно сделав сам первую модель форта «Кроншлот».

Строительство форта началось уже зимой 1703 года и продолжалось в условиях противостояния русского флота шведскому, который в течение 1704, 1705, 1706 годов несколько раз делал безуспешные попытки захвата острова Котлин. К 1706 году шведы окончательно потеряли желание приближаться к острову, но их корабли продолжали оставаться серьезной угрозой на море. Работы на острове Котлин продолжались: по указам Петра Первого крепость вооружалась, оснащалась артиллерией, постоянно пополнялась личным составом.

Рисунок каменного маяка на Котлинской косе, выполненный Петром I.

13 ноября 1718 г.
Рисунок каменного маяка на Котлинской косе, выполненный Петром I.
РГАВМФ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 34. Л. 78.

После первой победы русского флота в Гангутском сражении (27 июля / 7 августа 1714 г.) шведский флот перестал беспокоить строителей крепости и появилась возможность приступить к более масштабным работам. В 1721 г. впервые был составлен и утвержден генеральный план строительства на острове Котлин.

Указ Адмиралтейств-коллегии № 2107 от 22 августа 1722 г. о назначении капитан-командора Э. Лейна капитаном над портом. Указ подписан вице-президентом Адмиралтейств-коллегии адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом, членами Адмиралтейств-коллегии вице-адмиралами Томасом Гордоном, Даниилом Вильстером и обер-секретарем Адмиралтейств-коллегии подполковником Иваном Тормасовым.

22 августа 1722 г.
Указ Адмиралтейств-коллегии № 2107 от 22 августа 1722 г. о назначении капитан-командора Э. Лейна капитаном над портом.
Указ подписан вице-президентом Адмиралтейств-коллегии адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом, членами Адмиралтейств-коллегии вице-адмиралами Томасом Гордоном, Даниилом Вильстером и обер-секретарем Адмиралтейств-коллегии подполковником Иваном Тормасовым.
РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 155. Л. 928.
Документ опубликован в книге: Волков А.Б., Скок Ю.М. Капитан над портом при острове Котлин. СПб., 2021. С. 49.

В книге приговоров Адмиралтейств-коллегии за майскую треть 1722 г. 22 августа за № 2107 записано: «Адмиралтейств-коллегия слушав согласно приказали: по новоучиненному второй части Морскому регламенту главы третьей должность капитана над портом отправлять при Котлине острове до указу капитану-командору Лейну; а в отсутствии его тому, кому команда от него поручена будет. И чинить им так, как о том его величества указы и выше явленной регламент повелевает. Потом к нему Лейну также и к депутату вице-адмиралу Сиверсу послать указы. За руками оные же, в повытье канцеляриста Ключарева взял Михайло Пошигорев, августа 23 числа» (РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 7. Д. 7. Л. 742 об. –743).

К 1722 году капитан Э. Лейн руководил всеми постройками на Котлине и Кроншлоте, лично производил промеры фарватеров Финского залива, делал расчеты рабочей силы и материалов. 

Особая забота Петра I о строительстве укреплений и самого города Кронштадта видна из его многочисленных указов о строительстве эллингов, дока, госпиталя, казарм, сараев, прокладке улиц на острове Котлин и назначении мест под строения домов для офицеров, торговых людей, знатных мастеровых.

К 1725 году Кронштадт превратился в неприступную крепость, которая на протяжении второй половины XVIII века сдерживала все попытки шведского флота близко подойти к Кронштадту. Строителям города удалось выполнить волю и завет Петра Первого о том, чтобы жители Петербурга спали спокойно.

«Кронштадтская крепость явилась новым важным шагом в развитии отечественной фортификации. По совершенству обороны она превосходила не только русские, но и многие зарубежные крепости» (Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Л., 1988. С. 55).

План острова Котлин с показанием проектов Петра I по строительству укреплений.

1730-е гг.
План острова Котлин с показанием проектов Петра I по строительству укреплений.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 23. Д. 937. Л. 24.

План переустройства Адмиралтейства в Кронштадте, составленный адмиралом С.К. Грейгом.

1785 г.
План переустройства Адмиралтейства в Кронштадте, составленный адмиралом С.К. Грейгом.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 2542.

Следующий раздел