Страж столицы

К 320-летию создания Балтийского флота

Начало начал Балтийского флота

Первые верфи

Выбор места для строительства Олонецкой верфи был обусловлен как природно-климатическим характером местности (корабельный лес, водные пути), так и ее экономическим развитием (железоделательные заводы, торговые пути, ярмарки, население).

С началом 1700 года театр войны приблизился к Финскому заливу. Для скорейшего занятия берегов и прочного утверждения на них необходимо было приступить к созданию военного флота. Успешно развивающиеся железоделательные заводы Олонецкой губернии могли производить всё необходимое для оснащения кораблей: пушки, ядра, якорные цепи и прочее. В архиве хранятся материалы о строительстве Тырпицких и Ижинских железных заводов с 1702 по 1712 год. Плавка меди на этих заводах началась уже в 1703 году.

«Осмотрев в феврале 1703 года реку Свирь, Меншиков избрал на берегах ее, для кораблестроения, Лодейное поле, верфь которого стала называться Олонецкою. По донесению А.Д. Меншикова царю, в окрестных местах были «леса зело изрядные, не только на шмаки, но и в 50 пушек на корабельное строение кницы годятся». Работы, по обычаю Петра, начались немедленно. В том же феврале месяце было вырублено 5000 книц, и в марте был заложен фрегат, длиною в 90 фут, семь грузовых судов, длиною от 74 до 80 фут, и начали вырубать деревья для рангоута» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 157).

На Олонецкой верфи был построен первый фрегат Балтийского флота – 28-пушечный «Штандарт» (спущен в августе 1703 г.), позднее – 14 других фрегатов. Кроме того, в период царствования Петра I на верфи было построено около 800 шлюпок и небольших парусных и гребных судов различных типов (буеры, флейты, шмаки, бригантины, галиоты, галеры).

О некоторых подробностях работы верфи представляем документы из фондов Адмиралтейской канцелярии при Адмиралтейств-коллегии (Ф. 176); Приказа воинского морского флота (Ф. 177); коллекции «Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из Адмиралтейств-Совета и других мест» (Ф. 223).

Письмо обер-комиссара Олонецкой верфи Ивана Тормасова Петру Первому.

б/д
Письмо обер-комиссара Олонецкой верфи Ивана Тормасова Петру Первому.
РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 60. Ч. 1. Л. 3–4. 

«На Олонецкой государевой верфи новопостроеной двое палубной корабль которой достроил иноземец подмастерье Вилим Снельгроф спущен на воду сего июля 9 числа безвредности а июля 20 числа капитан Андрей Декур подал мне нижайшему ведомость заруков а в ней написано по спущении онаго корабля на ахторштевне глубина всево одиннадцать фут на форштефне семь фут а по морю в которых местах он капитан сам свидетельствовал где быть проходу оному кораблю с реки Свиры в Ладо[ж]ское озеро может девяти фут воды нет а что к Шлиссельбургу в Кошкине из Ладо[ж]ского озера в Неву реку мели о том ему капитану неведомо а оный корабль буерами понужден из Свиры реки в Ладо[ж]ское озеро хотя и провожден будет только из Ладо[ж]ского озера к Шлисенбургу проити и з буерами невозможно а ежели на озере за проводом к Шлисенбурху застоица и учиница оному кораблю какое повреждение чтоб не взыскалось на нем а посмотру ево капитанову оному корабль зимовал в реке Шоткусе можно и о том что ты великий государь укажешь сие государь отпишу велел я нижайший подать в Адмиралтецкой канцелярии адмиралу и кавалеру генералу губернатору азо в тому графу Федору Матвеевичу Апраксину. Нижайший раб Иван Тормасов».

Пояснение к письму: «Большие фрегаты с вооружением сидели в воде слишком 9 фут; а глубина в устье Свири была около 8 фут, – у Шлиссельбурга же иногда не больше 7 фут; на таких местах суда приходилось не только разоружать (что всегда делалось и для чего проводимое судно сопровождали флейты и другие грузовые суда), но даже разгружать, и были примеры, что трехмачтовое судно через мелкие места проводилось с одною фок-мачтой и бушпритом» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 164).

План Адмиралтейской Олонецкой верфи.

XVIII в.
План Адмиралтейской Олонецкой верфи.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 7817

Письмо Р.Т. Брюса олонецкому коменданту И.Я. Яковлеву о посылке тысячи солдат для охраны Олонецкой верфи от нападения шведских людей.

1705 г.
Письмо Р.В. Брюса олонецкому коменданту И.Я. Яковлеву о посылке тысячи солдат для охраны Олонецкой верфи от нападения шведских войск.
РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 93. Л. 11. 

«1705 г. октября 16. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великая и Малая и Белая Россия самодержца на Олонецкую верфь коменданту Ивану Яковлевичу Яковлеву. По его великого государя указу и по письму … за подписанием губернатора Александра Даниловича Меншикова велено из Санкт-Питербурха послать на Олонецкую верфь тысячу человек солдат для охранения от приходу неприятельских шведских людей и сего октября 14 числа по вышеименнованного великого государя указу и по приказу генерал-майора и обер-коменданта Романа Тимофеевича Брюса послан из Санкт-Питербурха на Олонецкую верфь подполковник Петр Шмит, и ево полку офицеры да четыреста шестьдесят пять человек солдат и велено ему Петру и офицерам и солдатам по всякому великого государя делу у тебя быть в послушании а великого государя денежное и хлебное жалованье ему подполковнику и офицером и солдатом на сей октябрь месяц дано в Санкт-Питербурхе и коменданту Ивану Яковлевичу о приеме оного подполковника и начальных людей и солдат и отдаче им денежного и хлебного жалования на пребудущие месяцы учинить по указу великого государя. Роман Брюс».

В России Роман Вилимович Брюс (1668—1720) — генерал-лейтенант (1713) шотландского происхождения, второй обер-комендант Петербурга, старший брат Якова Брюса, участник Северной войны (1700—1721).

1807 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 205. План Лодейнопольской верфи. 

В XVIII в. деятельность Олонецкой (позднее – Лодейнопольской) верфи продолжалась лишь эпизодически и закончилась в 1829–1830 гг.

 

Главная военная верфь России

В 2024 году старейшее судостроительное предприятие России – ФГУП «Адмиралтейские верфи» – отметит 320-летний юбилей. История Адмиралтейских верфей началась по воле царя Петра Первого и под непосредственным его наблюдением. На проекте плана Санкт-Петербургского Адмиралтейства имеются собственноручные записи царя.

План Санкт-Петербургского Адмиралтейства с указанием размеров строений и эллингов.

1704/1705 гг.
План Санкт-Петербургского Адмиралтейства с указанием размеров строений и эллингов.
На плане имеются собственноручные пометы Петра I: 1) «Сей верфь делать государственными работниками и подрядом… как лучше, а строить почему и жилья делать мазанками прямыми без кирпича, кузницы обе каменные в ½ кирпича, амбары и сараи делать основу из брусия и амбары доделать мазанками и сараи обшить досками так как мельницы ветряные обиты – доска в доску и у каждой доски нижний край обдорожнит и потом писать красною краскою»; 2) (внизу листа) – «от реки обить паженными сваями».
РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 12. Л. 1 об. –2. Подлинник.

 

Строительство верфи в центре города историограф флота Феодосий Федорович Веселаго объяснил предельно кратко: 

«Отдаление от моря Олонецкой верфи и трудная проводка судов по бурному Ладожскому озеру, а также по мелям и порогам Невы, представляла большие невыгоды, особенно для судов, глубоко сидящих в воде. Защищенный укреплениями Котлина, новый порт, Санкт-Петербург, по своей близости к морю и меньшим трудностям проводки судов, представлялась перед Олонецкою и Сясьскою верфями значительные преимущества, заставившие царя, не прекращая постройки кораблей в Лодейном поле, приступить к основанию кораблестроения в Петербурге, где в феврале 1704 года велено было построить 34 бригантины, и 5 ноября приступлено к постройке обширного адмиралтейства, заложенного на том месте, где находится теперь главное Адмиралтейство» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 162).

5 ноября 1704 г. на левом берегу Невы состоялась закладка новой судостроительной верфи в центре строящегося города. Из письма кораблестроителя Федосея Скляева к государю из Санкт-Петербурга от 12 января 1705 года: «Извествую о деле нашем: которые суда изволил заложить при отъезде твоем и ныне они набраны, а одну начали снаружи досками огибать» (Материалы для истории русского флота. Ч. I. СПб., 1865. С. 47).

Адмиралтейство. Гравюры XIX в. по рисункам Марселиса 1725 г.

Адмиралтейство. Гравюры XIX в. по рисункам Марселиса 1725 г.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 2. Д. 1271.

Адмирал Корнелий Иванович Крюйс.

Адмирал Корнелий Иванович Крюйс.
РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 2. Д. 299. Л. 72.

Одним их деятельных руководителей Адмиралтейства был адмирал Корнелиус Крюйс (1655–1727), первый командующий Балтийским флотом, первый вице-президент Адмиралтейств-коллегии (1717). В фонде «Канцелярия адмирала К. Крюйса» (Ф. 234) хранятся многочисленные письма, распоряжения, записки, мемории, инструкции К. Крюйса, под руководством которого на протяжение многих лет строились адмиралтейства, верфи, корабли, создавался и оснащался Балтийский флот. О сложности управления верфями К. Крюйс писал из Петербурга 17 апреля 1705 года коменданту Олонецкой верфи И.Я. Яковлеву: «Милость твоя изволить сам размыслить что здесь мне не зело охотно и радостно против того как я в Голландии и на Воронеже, и в Архангельске привык всегда при довольной магазине или при довольных корабельных припасах быть, а здесь мне самому все надобно вновь управлять и делать. Избы и заборы ломаю для починки кораблей, и все люди, которые по флоту надлежат, под небесною кровлею спят и многие статьи есть которые не лучше сего» (Материалы для истории русского флота. Ч. I. C. 55).

Вице-адмирал К. Крюйс – генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину.

17 декабря 1716 г.
Вице-адмирал К. Крюйс – генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину. Мемория о большом объеме возложенных с 1715 г. на вице-адмирала К. Крюйса обязанностей, которых он не имел за 37 лет своей морской службы, а также слабости здоровья, с пожеланием доложить Петру I его просьбы об увольнении в отпуск в Голландию и выдаче жалованья, причитаемого в соответствии с контрактом.
РГАВМФ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 9. Л. 122–123 а об. Перевод на русский язык с голландского.

Адмиралтейская верфь и защищающая ее крепость.

1746 г.
Адмиралтейская верфь и защищающая ее крепость.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 23. Д. 937. Л. 14. Фрагмент.

Зимний дворец и восточное крыло Адмиралтейства.

1753 г.
Зимний дворец и восточное крыло Адмиралтейства. Фрагмент гравюры Г.А. Качалова с рисунка М.И. Махаева 1749 г. из альбома «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов».
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 991. Л. 37.

Главное Адмиралтейство разрасталось вследствие увеличения объема работ, требовались новые площадки. В 1712 года мастерские по изготовлению шлюпок, корабельного рангоута, блоков, нагелей, а также склады для хранения лесных материалов перенесли ближе к устью реки Невы, сюда же перевели строительство галер.

Галерный двор также быстро расширялся. Военные действия на море требовали большого количества судов. На Галерном дворе (по указу с 1721 г. – Галерная верфь) строились буера, баржи, верейки, камели – понтоны необходимые для проводки крупных судов по мелководью.

План Галерного адмиралтейства на Васильевском острове.

1778–1782 г.
План Галерного адмиралтейства на Васильевском острове.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 8738.

Северная война требовала все большего количество кораблей, 19 июля 1708 года по указу Петра I началось строительство двух кораблей в Новой Ладоге. «Были заложены 50-ти пушечные корабли “Рига” и “Выборг”, спущенные в 1710 году, шнявы “Диана” и “Наталья”, спущенные в 1711 году» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 163).

План крепости Новая Ладога.

[конец 1730-х гг.]
План крепости Новая Ладога.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 23. Д. 937. Л. 52.

Следующий раздел