15 июля 1836 года в Николаевском адмиралтействе для главного командира Черноморского флота и портов адмирала М.П. Лазарева заложили яхту «Орианда». Она имела парусное вооружение тендера – несла одну мачту и большой бушприт с косым парусным вооружением. Строителем стал А.С. Акимов, спуск на воду состоялся 29 мая 1837 г. Корабль получил свое название от имения, которым с 1825 года владела царская семья в Крыму.
В 1846 году командующим «Ориандой» по решению М.П. Лазарева был назначен Иван Семенович Унковский. На протяжении трех лет он постоянно участвовал в морских учениях под парусами, проводимых М. П. Лазаревым на Николаевском, Керченском, Севастопольском рейдах, на реке Буг и Днепровском лимане. Адмирал Лазарев лично взялся обучать мичмана Унковского искусству управления парусами, считая такую практику необходимым условием для становления морского офицера.
История участия яхты «Орианды» в гонке Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба, как следует из архивного документа, началась с высочайшего повеления императора Николая I: «…когда главный командир российского порта будет носить звание почетного члена общества Яхт-клуба, то он имеет право, если пожелает, получить номера позывных сигналов для поднятия флага императорского клуба на присвоенной ему казенной яхте, которая в таком случае, может принять участие и в гонках судов общества».
13 декабря 1847 года командор Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба князь Александр Яковлевич Лобанов-Ростовский сообщил вице-директору Инспекторского департамента Морского министерства контр-адмиралу Михаилу Николаевичу Лермантову о желании адмирала М.П. Лазарева поднять на своей яхте «Орианда» флаг Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба. 31 декабря 1847 года последовало высочайшее разрешение участвовать в яхтенной гонке в Кронштадте в навигацию 1848 года. Когда известие об этом достигло г. Николаева, командующий яхтой лейтенант Унковский начал спешную подготовку к дальнему плаванию.
20 апреля 1848 года яхта «Орианда» вышла из Николаева в Кронштадт.
В ходе более чем трёхмесячного плавания яхта прошла Чёрное, Эгейское, Средиземное моря, вышла через Гибралтар в Атлантику, прошла Бискайским заливом, Ла-Маншем, Немецким морем, Датскими проливами, пересекла Балтийское море и 7 августа встала на якорь в Кронштадте.
Адмирал М.П. Лазарев в письме своему другу А.А. Шестакову 4 февраля 1849 г. писал о необходимости переводов английских лоций на русский язык:
«Не всякий же из наших командиров знает английский язык, а без него, не имя переводов лоций на русском языке, плавать трудно. Странно, что наш Гидрографический департамент вовсе об этом не думает. Недостаток в русских изданиях сказался в прошлом году и на “Орианде”. Если бы не перевели для Унковского (который английского языка не знает) наскоро несколько страниц из лоций Английского канала, то трудно бы было ему входить в оный, а еще труднее проходить обратно в позднее время года»
(РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 776; Опубликовано: Морской сборник. 1918. № 12. С. 81; Лазарев М.П. Документы. В 3-х тт. М., 1961. Т. 3. С. 113).
13 августа западнее Кронштадта, у Красной Горки, состоялась гонка тендеров (одномачтовых яхт с косым парусным вооружением). Дистанция составляла 24 морских мили. На старт вышли пять яхт, финишировали четыре, и первой из них – «Орианда».
Гонки судов Императорского Санкт-Петербургского яхт-клуба и победа в одной из них яхты «Орианда» подробно описана в журнале «Морской сборник».
Яхта «Орианда» под Севастополем. С гравюры XIX в. (М.П. Лазарев. Документы. Т. III. М., 1961. С. 313) |
В наши дни, с расцветом интернет-творчества, в сети появились многочисленные описания победы «Орианды» в этой гонке, составленные на основе достаточно апологетического жизнеописания И.С. Унковского, принадлежащего перу В.К. Истомина (1848–1914), сына адмирала К.И. Истомина (1807–1876), старшего друга и сослуживца Унковского. В тексте В.К. Истомина, в частности, использованы записки И.С. Унковского, вероятно, не сохранившиеся до наших дней. Следует обратить внимание на то, что приведенные в статье в «Морском сборнике» сведения рисуют совершенно иную картину гонки, чем та, что с легкой руки В.К. Истомина распространилась в литературе и в Интернете.
21 августа 1848 г. «Орианду» посетил император Николай I с наследником цесаревичем, поздравил И.С. Унковского и вручил ему «высочайший приз» — позолоченный серебряный ковш, украшенный драгоценными камнями, с надписью: «Преуспевшему в морских гонках 14 августа 1848 г.».
30 августа 1848 г. И.С. Унковский за отличия по службе был произведен в капитан-лейтенанты и «награжден полугодовым окладом жалованья».
Яхта «Орианда». Рисунок А.В. Карелова (Чернышев А.А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х томах. М., 2002. Т. 2. С. 189) |
Возвращение яхты «Орианда» в Черное море через Атлантический океан продолжалось с 4 сентября 1848 по 9 марта 1849 года, шесть месяцев плавания были сопряжены с эпидемией холеры на борту, а затем осенне-зимними штормами и потерей бушприта. О тяжелых обстоятельствах возвращения яхты рассказывают записи шканечного журнала и рапорты И.С. Унковского.
Адмирал М.П. Лазарев 11 ноября 1848 г. писал начальнику Главного морского штаба адмиралу князю А.С. Меншикову:
«Посольство наше в Копенгагене (по частному письму от Унковского) приняло его самым неприязненным образом, и вместо оказания просимой им помощи при постигшей их холере, от которой он потерял тогда 3 человека, а имел до 10 больных, полурусский посланник наш прислал к нему чиновника с датским офицером сказать, чтобы он немедленно снимался с якоря и шел куда хочет, в противном случае с батареи будут по ним стрелять. На это Унковский ответил. Что немецких ядер он не боится, и тогда же подтянулся к батарее, чтобы они попробовали свои угрозы, если только осмелятся. Он требовал, чтобы ему прислали пресную воду, в которой имел надобность, и решительно объявил, что без этого не пойдет, ибо налитую в Кронштадте он вылил, приписывая появление эпидемии в команде ни чему другому, как той воде, что впоследствии и получило вероятие, ибо переменой воды болезнь остановилась и люди начали выздоравливать. Как бы то ни было, но он снялся не прежде, как по удовлетворении всех необходимых его требований, к стыду и посольства нашего и безрассудных угроз датского офицера.
Когда яхта возвратится, то я потребую от Унковского формального донесения об этом происшествии и не замедлю довести оное до сведения вашей светлости в том уповании, что не послужит ли оно поводом к прекращению неоднократных и самых оскорбительных обращений полурусских наших посланников с русскими офицерами и вообще с подданными России, прибывающими в те государства, где они назначены, где священная обязанность их состоит в поддержании чести и флага и имени русского»
(Опубликовано: Переписка М. П. Лазарева с князем А. С. Меншиковым // Русский архив. 1883. Кн. 3. С. 362–363; Лазарев М.П. Документы. В 3-х тт. М., 1961. Т. 3. С. 113).
Русским чрезвычайным посланником и полномочным министром в Дании с августа 1847 г. являлся барон Э.Р. Унгерн-Штернберг. Не смотря на надежды М.П. Лазарева, он занимал эту должность до ноября 1860 г.
Оставшиеся на борту яхты двое больных поправились на переходе до Плимута, куда «Орианда» пришла 1 октября. 17 октября она была уже на рейде Кадиса. О дальнейшем плавании яхты в конце 1848 г. сведений практически нет, т.к. вахтенный журнал за этот год не сохранился. По сведениям из биографии И.С. Унковского, составленной В.К. Истоминым, яхта во время шторма потеряла бушприт и лишь 7 января 1849 г., после продолжительного ремонта, пришла в Архипелаг.
В июле 1849 года Иван Семенович был назначен командиром брига «Эней».
Командуя бригом «Эней», Унковский крейсировал у абхазских берегов, затем перешел из Севастополя в Константинополь, а оттуда в Архипелаг, Средиземное море и обратно.
За отличное управление бригом заслужил похвалу австрийского императора Франца-Иосифа и одобрение сопровождавшего монарха английского адмирала.
8 августа 1851 года Иван Семенович Унковский назначен флигель-адъютантом императора Николая I и переведен в Балтийский флот.