К 200-летию со дня рождения выдающегося моряка и общественного деятеля адмирала Ивана Семеновича Унковского (29.03.1822 – 11.08.1886)

Миссия выполнима

Фрегат «Паллада». С картины худ. Е.В. Войшвилло.
(Из альбома: Знаменитые корабли: к 100-летию со дня рождения Е.В. Войшвилло. Калининград, 2006).

В 1852 году в Японию с секретной дипломатической миссией для заключения торгового договора был направлен вице-адмирал Е.В. Путятин. Это плавание в Тихий океан вошло в историю и русского флота, и русско-японских отношений, и русской литературы – секретарь Путятина писатель И.А. Гончаров описал свои впечатления в известной книге очерков «Фрегат “Паллада”».  Конечно же, на страницах книги нашлось место и командиру корабля, капитан-лейтенанту Ивану Семеновичу Унковскому. Однако, и предыстория путешествия, и само плавание были непросты…

20 июня 1852 года император Николай I назначил флигель-адъютанта И.С. Унковского командующим 44-пушечным фрегатом «Аврора» и приказал немедленно заняться приготовлением корабля к дальнему плаванию.

20 июня 1852 г.
Высочайшее повеление о назначении флигель-адъютанта капитан-лейтенанта И.С. Унковского
командующим фрегатом «Аврора», отправляемым в Средиземное море.

Автограф кн. А.С. Меншикова.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 1.

1836 г.
Чертеж внутреннего расположения
44-пушечного фрегата «Аврора».
РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1073.

Всего две недели понадобилось опытному офицеру, чтобы представить на рассмотрение начальника Главного морского штаба князя А.С. Меншикова перечень необходимых исправлений для подготовки фрегата «Аврора» к плаванию. В составленном перечне значится более 80 пунктов.

6 июля 1852 г.
Перечень предметов, требующих исправления на фрегате
«Аврора», составленный флигель-адъютантом И.С. Унковским.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 26–35.

«Все припасы и материалы, по штату положенные, отпустить лучшего качества на годовую компанию сполна. Флигель-адъютант Унковский»

9 июля 1852 года последовало новое приказание императора – в дальнее плавание вместо «Авроры» назначить фрегат «Паллада», а Унковскому принять «Палладу» и сформировать команду по собственному выбору.

9 июля 1852 г.  
Высочайшее повеление о назначении флигель-адъютанта
капитан-лейтенанта И.С. Унковского командиром фрегата
«Паллада». Автограф кн. А.С. Меншикова.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 9.

В тот же день Унковский изложил свои требования, которые были необходимы для исправления и подготовки фрегата к дальнему плаванию в короткие сроки.​

9 июля 1852 г.
Записка дежурного генерала Главного морского штаба графа Л.Л. Гейдена с изложением
требований флигель-адъютанта И.С. Унковского по приготовлению
фрегата «Паллада», с резолюцией начальника Главного морского
штаба князя А.С. Меншикова.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 10.

17 июля 1852 г.
Отношение Инспекторского департамента в Комиссариатский
департамент о назначении капитан-лейтенанта И.С. Унковского
командиром фрегата «Паллада» и комплектации команды.
«…число же чинов, имеющих быть на сем фрегате, будет
простираться приблизительно до 450 человек, а именно
до 20 офицеров и до 430 рядовых».

РГАВМФ. Ф. 157. Оп. 1. Д. 855. Л. 6.

26 июля 1852 г.
Рапорт командующего фрегатом «Паллада» флигель-адъютанта
И.С. Унковского в Комиссариатский департамент о необходимости
срочного обеспечения фрегата, отправляющегося в продолжительное
плавание, обмундированием и морской провизией для команды.
РГАВМФ. Ф. 157. Оп. 1. Д. 855. Л. 8–10 об.

10 августа 1852 г.
Высочайшее повеление об отправке фрегата
«Паллада» к «американским нашим колониям».
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 42.

20 августа 1852 г.
Записка флигель-адъютанта И.С. Унковского дежурному генералу
Главного морского штаба графу Л.Л. Гейдену с просьбой сделать распоряжения
по снабжению и комплектации фрегата.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 63–63 об.

7 сентября 1852 г.
Рапорт командующего фрегатом «Паллада» И.С. Унковского в
Инспекторский департамент Морского министерства с просьбой
о докомплектации команды для винтовой шхуны, которую
предполагается купить в Англии.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 120–120 об.

23 сентября 1852 г.
Рапорт командующего фрегатом «Паллада» флигель-адъютанта
И.С. Унковского в Комиссариатский департамент Морского министерства
о необходимости договоренности с Российско-Американской кампанией
о заготовления провизии для команды фрегата.
РГАВМФ. Ф. 157. Оп. 1. Д. 855. Л. 49–49 об.

За короткий срок в три месяца И.С. Унковскому удалось укомплектовать команду фрегата, обеспечить снаряжением, продовольствием и денежным довольствием.

К моменту начала плавания фрегату «Паллада» исполнилось уже 20 лет, что по меркам того времени для кораблей русского флота являлось чрезвычайно большим возрастом. В 1846 г. корпус корабля был капитально отремонтирован (тимберован), с заменой значительной части деревянных деталей, некоторым изменением обводов, а также введением в конструкцию корпуса дополнительных металлических скрепляющих элементов.

1845 г.
Общий чертеж 52-пушечного фрегата «Паллада» с
показанием изменения формы носовых обводов,
запланированной к осуществлению во время
тимберовки корпуса.
РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1425.

1846 г.
Чертеж планируемых подкреплений
корпуса 52-пушечного фрегата «Паллада».
В красках. (корабельный инженер полковник И.А. Амосов).
РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 1430.

1852 г.
Чертежи деревянных переборок и мебели
52-пушечного фрегата «Паллада».
РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 5255.

Фрегат «Паллада» под командованием опытного моряка капитан-лейтенанта И.С. Унковского вышел из Кронштадта в плавание к берегам Японии 7 октября 1852 года. На борту корабля, кроме основного экипажа и команды предполагаемой к покупке в Англии паровой шхуны (впоследствии получившей имя «Восток»), находились: вице-адмирал Е.В. Путятин, а при нем: офицер для особых поручений капитан-лейтенант К.Н. Посьет, секретарь, чиновник департамента внешней торговли Министерства финансов, писатель И.А. Гончаров, переводчик И.А. Гошкевич, востоковед и синолог архимандрит Аввакум.

1852–1853 гг.
Листы шканечного журнала фрегата «Паллада» с записями
за 25 сентября и 6–7 октября 1852 г., со сведениями об имеющихся
на борту запасах, вооружении и инструментах, а также с описанием
ухода из Кронштадта.
РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 6914 б. Обложка, Л. 1-9 об.

7 октября 1852 г.
Рапорт командующего фрегатом «Паллада» капитан-лейтенанта
И.С. Унковского императору Николаю I о выходе в плавание.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5813. Л. 7.

14 октября 1852 г.
Рапорт командующего фрегатом «Паллада» в Инспекторский
департамент Морского министерства со списком команды (отмечены моряки, умершие на переходе из Кронштадта в Гельсинор).
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 177–187.

12 октября, в туманную погоду, фрегат «Паллада» недалеко от Датских проливов наткнулся на риф у мыса Драго и повредил медную обшивку. Генерал-адъютант Путятин принял решение ввести корабль в док в английском Портсмуте. «В предстоящем нам плавании один оторванный медный лист допустит морских червей добраться до деревянной обшивки и впоследствии может произвести сильную течь». Докование, установка опреснителя и другие необходимые технические исправления, а затем установившаяся штормовая погода задержала выход фрегата до начала января 1853 года. «Дождавшись, наконец, попутного ветра, 6 января, по совершении божественной литургии, отряд снялся с якоря».

24 марта «Паллада», а спустя неделю и шхуна «Восток», прибыли в Саймонс-бухту у мыса Доброй Надежды. После месячных работ по конопачению старого корпуса корабля плавание продолжалось. Фрегат пересек Индийский океан, прошёл Зондским проливом, посетил Сингапур и Гонконг. 26 июня фрегат вышел из Гонконга и 9 июля у о. Формоза (сейчас - Тайвань) попал  в жестокий тайфун, из которого фрегат вышел с незначительными повреждениями. «Хотя шторм этот не произвел особенно важных повреждений в фрегате, но при этом случае  вновь оказалось, что плавание на фрегате долее 1853 года будет сопряжено с риском».

Штрихи к портрету Унковского-моряка мы находим в письмах И.А. Гончарова, дружившего с И.С. Унковским, и в то же время не упускавшего случая подтрунивать над ним, хотя бы за глаза. Так, в письме от 20 ноября 1852 г. писатель иронизировал: «Так и парусный корабль, завесившись парусами, надувшись, обмотавшись веревками, роет туда же, кряхтя, скрыпя и охая, волны, а чуть противный ветер — и крылья повисли; рядом же мчится, не смотря ни на что, пароход, и человек сидит, скрестя руки, а машина работает. Так и надо. Напрасно капитан водил меня показывать, как красиво вздуваются паруса с наветренной стороны или как фрегат ляжет боком на воду и скользит по волнам по 12 узлов (узел 1 3/4 версты) в час. "Этак и пароход не пойдет", – говорит он мне. "Да за то пароход всегда пойдет, а мы идем двое суток по 12 узлов, а потом десять суток носимся взад и вперед в Немецком море и не можем, за противным ветром, попасть в канал". "Чорт бы драл эти пароходы!" – говорит капитан, у которого весь ум, вся наука, все искусство, а за ними самолюбие, честолюбие и все прочие страсти расселись по снастям. А между тем все фрегаты и корабли велено строить с паровыми машинами: можете вообразить его положение и прочих подобных ему господ, которые пожертвовали лет двадцать, чтобы заучить названия тысячи веревок» (Путевые письма И.А. Гончарова из кругосветного плавания / Публикация и комментарии Б. Энгельгардта // Литературное наследство. 1935. Т. 22. С. 349).

«9 августа 1853 года эскадра подошла к Нагасакскому рейду и на следующее утро вошла на первый или наружный рейд».

Начались долгие переговоры генерал-адъютанта Путятина с представителями японских властей, которые завершились заключением исторического договора, получившего название Симодский.

(Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Т. 1. СПб., 1871. С. 23, 26, 33, 35, 44).

2009 г.
Рисунок фрегата «Паллада» и шхуны «Восток»
на Нагасакском рейде.
(«Трудное начало»: хроника фрегата «Паллада»: Каталог
передвижной выставки о подводных экспедициях на корабль
в 1989 г. и 1999 г. Ч. I. Южно-Сахалинск, 2009).

24 января 1854 года русская эскадра вышла из порта Нагасаки и начала плавание по Японскому морю, осмотрев за это время ещё неизведанные берега Корейского полуострова. «Благоприятные ветра дозволили нашим морякам осмотреть и снять на карту доселе неизведанный весь восточный берег Кореи…» (Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Т. 1. Санкт-Петербург, 1871. С. 44).

1898 г.
План порта Лазарева и бухты Венсан.
По описи русских судов 1854 г., 1893–1897 гг.
и японской описи 1878 г. План бухты Унковского.
По описи фр. 'Паллада' 1854 г., пополненной
с англ. плана описи 1889 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 7. Д.1550.

17 мая 1854 года фрегат «Паллада» вошел в Татарский пролив.

1857 г.
Меркаторская карта Амурского лимана и части Татарского пролива.
Составлена на основании описей, произведенных на транспорте
«Байкал» в 1849 г. на гребных судах Амурской экспедиции в
1850–1852 гг., на шхуне «Восток» в 1853–1854 гг. и на фрегате
«Паллада» в 1854 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 7. Д. 1584.

Ситуация на Дальнем Востоке постепенно становилась всё тревожнее. В конце 1853 г. стало известно о войне России и Турции и об угрозе войны с Англией и Францией. И.А. Гончаров в письме друзьям писал 15 сентября 1853 г. о настроениях офицеров фрегата: «А у нас поговаривают, что живьем не отдадутся, — и если нужно, то будут биться, слышь, до последней капли крови». 

Ещё 28 октября 1853 года последовало распоряжение великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича обследовать техническое состояние корабля, чтобы решить его дальнейшую судьбу: оставить ли его в составе Сибирской флотилии или отправить обратно в Кронштадт, но до командира фрегата эти сведения дошли лишь спустя несколько месяцев. 17 мая 1854 г. на корабле получили сообщение об объявлении Францией войны России. Ввиду угрозы появления противника генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предписал флигель-адъютанту И.С. Унковскому ввести фрегат в реку Амур и остаться на зимовку. «Но при всем старании, не могли ввести фрегат в Амур, по причине мелководья бара реки. <...> Комиссия, состоявшая из капитана 1 ранга Унковского, капитана 2 ранга  Посьета, капитан-лейтенанта Лесовского и капитана Хализова, нашла, что успех проводки весьма сомнителен, в особенности же в бывшее в то время позднее осеннее время. На этом основании "Паллада" была выведена из лимана и отправлена в Императорскую гавань, где оставлена на зимовку при одном офицере, с несколькими человеками нижних чинов» (Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Т. 1. СПб., 1871. С. 45–46). 

По приказу военного губернатора Камчатки генерал-майора В.С. Завойко в январе 1856 года фрегат «Паллада» был затоплен в Константиновской бухте Императорской гавани (ныне бухта Постовая в Советской Гавани).

2 октября 1854 г. Николаевский пост.

Рапорт состоящего по особым поручениям при генерал-губернаторе Восточной Сибири капитана 1-го ранга Г.И. Невельского в Инспекторский департамент Морского
министерства об удовлетворении из средств Амурский экспедиции
выехавших в Петербург командира фрегата «Паллада» капитана
2-го ранга И.С. Унковского, лейтенанта барона А.Е. Шлиппенбаха
и архимандрита Аввакума.
РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 2. Д. 5794. Л. 282.