Высочайшим приказом от 16 декабря 1896 г. контр-адмирал Ф.В. Дубасов был назначен младшим флагманом эскадры Тихого океана, 11 августа следующего 1897 г. – командующим эскадрой Тихого океана, а в день производства в вице-адмиралы (15 марта 1898 г.) утверждён в должности начальника этой эскадры.
Эскадру Ф.В. Дубасов принял у будущего наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева. О состоянии эскадры интересный отзыв оставил в своих воспоминаниях С.С. Фабрицкий:
«Еще будучи в России, приходилось слышать много рассказов в морской среде о нашей Тихоокеанской эскадре, о блестящем состоянии судов её, о редком порядке службы на ней и т. д. … Каково же было моё удивление, когда, явившись на крейсер, я узнал, что мало того, что есть еще свободные вакансии для офицеров, но многие из них плавают по 5, 6 лет и жаждут вернуться в Россию, но их не отпускают. Это была своеобразная система адмирала Алексеева считать, что офицеры могут плавать на эскадре бессменно, а корабли без ремонта, почему после замены его контр-адмиралом Дубасовым, последнему пришлось поставить чуть ли не всю эскадру в глубочайший ремонт и списать большое количество офицеров, переутомившихся от беспрерывного плавания.
То же самое было и с организацией службы и внутреннего порядка на отдельных судах эскадры. Всё было показное, и наружный вид эскадры был довольно грозный и красивый. На кораблях же царил большой беспорядок, дисциплины не было, командиры были часто неподготовленные к должности, а помощники начальника, младшие флагманы не имели права голоса. …
К счастью, через несколько месяцев закончилось командование эскадрой адмиралом Алексеевым и он отбыл в Россию, сдав свою должность грознейшему из адмиралов в то время в русском флоте контр-адмиралу Дубасову, герою ещё Турецкой кампании.
Первой мерой нового начальника было производство ремонта на судах, а второй – замена уставшего личного состава свежим из России. Около 6 месяцев эскадра была небоеспособна, но, к счастью, это совпало с нашей стоянкой во Владивостоке. Осенью эскадра перешла в Японские воды уже в полном порядке, подчищенная и подтянутая, так как новый начальник эскадры иначе понимал дисциплину и порядок, чем его предшественник.
Нужно отдать справедливость, что адмирал Дубасов был во всех отношениях полной противоположностью адмиралу Алексееву, не допуская обмана даже ради шутки, изучая сам всё до мелочей, требуя от своих подчиненных работы и несения ответственности за вверенные им части, не скрывая правды от высшего начальства» (Фабрицкий С.С. Из прошлого. Берлин, 1926. С. 36–38).
Перед руководством флота, равно как и перед руководством России, в то время стоял важный вопрос – о выборе незамерзающего порта на Дальнем Востоке. Ф.В. Дубасов, ознакомившись с театром, пришёл, на основании стратегических соображений, к выводу о желательности приобретения одного из портов в южной части Кореи (желательно – Мозампо). Однако, ему пришлось реализовывать вариант, против которого он восставал – занимать Порт-Артур.
(Подробнее о выборе порта см.: Гладких С.А. Проблема приобретения Россией незамерзающего военного порта на Дальнем Востоке // Гангут. Сб. ст. Вып. 16. СПб., 1998. С. 3–16; Лукоянов И.В. «Не отстать от держав…». Россия на Дальнем Востоке в конце ХIХ – начале ХХ в. СПб., 2008. 664 с.).
После занятия Порт-Артура сослуживцы подарили Ф.В. Дубасову памятный альбом с фотографиями, некоторые иллюстрации из которого предлагаются вашему вниманию:
После окончания Русско-японской войны Ф.В. Дубасов составил и в 1910 г. передал в распоряжение Исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904–1905 гг. сборник имевшихся в его распоряжении документов о занятии в 1898 г. Квантунского (Ляодунского) полуострова. Сотрудники комиссии дополнили сборник дополнительными архивными документами и издали его в 1912 г. с грифом «Секретно»:
Русско-японская война 1904–1905 гг. Действия флота. Документы. Отдел I. Тихоокеанская эскадра с 1894 по 1904 г. Книга вторая. Занятие Порт-Артура и Квантунской области. СПб., 1912. 457 с.
![]() |
Предисловия к указанному сборнику документов. |