Одним из самых ярких деятелей русского флота второй половины XIX в. был Григорий Иванович Бутаков – генерал-адъютант, адмирал, герой Восточной (Крымской) войны, основоположник тактики парового броненосного флота, почетный член Императорского русского технического общества, действительный член Императорского русского географического общества, исследователь Чёрного моря. С течением времени менялись оценки прошлого, но отношение к Г.И. Бутакову оставалось неизменным.
«Г.И. Бутаков всю жизнь свою посвятил славе и величию нашего флота и пользовался всеобщим уважением от адмирала до последнего мичмана. По виду угрюмый и молчаливый, он умел ободрить в критическую минуту, сказать несколько тёплых слов, которые запоминались навсегда. Характера он был невозмутимого, спокойного и серьёзного. Он обладал замечательною способностью к изучению языков, а также к техническим знаниям и исследованиям. В должности подчиненного он являл собою пример образцового исполнения долга; в качестве начальника он был учителем и воспитателем целого поколения русских моряков в продолжении 16-летнего командования эскадрою броненосных судов Балтийского моря».
Майков П. Бутаков, Григорий Иванович, генерал-адъютант, адмирал // Русский биографический словарь. Т. Бетанкур – Бякстер. СПб., 1908. С. 513–516.
Многие выстказанные Г.И. Бутаковым мысли актуальны и сегодня.
«Три четверти военного успеха зависит от нравственных причин и только одна четверть от вещественных».
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. Д. 59. Л. 37. Размышления Бутакова о Гангутском сражении. Черновик.
Григорий Иванович родился в Риге 27 сентября (9 октября) 1820 г. в семье потомственных военных. Отец, Иван Николаевич Бутаков, служил во флоте и в 1848 г. в чине вице-адмирала вышел в отставку. 23 декабря 1837 г. Григорий Иванович окончил Морской кадетский корпус. Первые 15 лет своей службы Бутаков успешно плавал, воевал на Черном море. Представленные на выставке императорские указы и патенты свидетельствуют о боевых заслугах и характере морского офицера. Служба Григория Ивановича под началом известных адмиралов М.П. Лазарева и В.И. Истомина определила его дальнейшую судьбу и героические поступки. Войну 1853–1856 гг. Бутаков закончил в чине флигель-адъютанта. Удостоенный за службу в Николаеве ордена Св. Владимира 3 ст. с мечами, Григорий Иванович, в феврале 1860 года, был переведен на Балтийский флот начальником отряда винтовых кораблей. Новое назначение полностью соответствовало его научным интересам и раскрыло талант руководителя: его уважали, боялись и любили. Опыт двух кампаний практической эскадры, результаты наблюдений над другими кораблями флота, теоретические расчёты, множество таблиц и чертежей легли в основу фундаментального труда Бутакова «Новые основания пароходной тактики». Изданное в 1863 г. научное сочинение адмирала получило международное признание, Академия наук присудила Григорию Ивановичу полную Демидовскую премию.
28 октября 1866 г. Григорий Иванович был произведен в вице-адмиралы.
6 февраля 1867 г. вице-адмирал Бутаков был назначен начальником эскадры броненосных судов.
22 августа 1878 г. генерал-адъютанту, адмиралу, старшему флагману Балтийского флота, начальнику эскадры броненосных судов Григорию Бутакову за сорок лет службы указом императора Александра II был пожалован знак отличия беспорочной службы для ношения на Георгиевской ленте.
«Главнейшее условие для наших командиров кораблей и флагманов, чтобы, развивая матросов, сохранить их здоровье при невыгодных условиях здешнего климата, и именно, главное же предохранить их от цинги» (Г.И. Бутаков).
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 60. Л. 3.
Обзор плаваний и действий практической эскадры винтовых лодок Балтийского флота под командованием Г.И. Бутакова в 1860, 1861, 1867 и 1868 гг. |
Созданная Г.И. Бутаковым наука для новой пароходной тактики в условиях Финских шхер позволила развивать военно-морские базы в Финском заливе и Балтийском море на протяжении XIX и XX вв.
Альбом видов южного берега Балтийского моря и Финского залива художника А.П. Боголюбова. |
В обзоре плаваний за 1861 год, Бутаков поднимает давно назревший вопрос о трудностях плаваниях в Финских шхерах по причине недостатка грамотных лоцманов и неточности имевшихся карт. В своем отчете он приводит интересный рассказ о своем самостоятельном плавании в шхерных фарватерах Барэ-Зунда.
«Но, когда я понял, что некоторых надводных камней на карте совсем нет, и что лоцман все более и более делается нервозным, я освободил его от всякого участия в проводке лодки и распоряжался сам. Положение мое становилось беспрестанно более и более затруднительным, потому что я видел островки и камни, которых на карте совсем нет, и не встречал тех, которые на нее нанесены. Наконец, там, где я правил, чтобы пройти между двумя подводными камнями, назначенными на карте по обе стороны фарватера, мне встретились в середине последнего надводный острый камень, о котором карта вовсе не предупреждала меня». (Г.И. Бутаков)
РГАФМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 60. Л. 49–49 об.
Опираясь на собственный опыт плавания в шхерных фарватерах, Бутаков предлагал использовать современные технические достижения, а именно фотографию и фотолитографию. Более того, Бутаков в своих приказах требовал от подчиненных, чтобы они писали свои замечания о гидрографическом и стратегическом значении шхер.
Начальник броненосной эскадры
«От паровых судов можно и следует требовать мгновенности и внезапности перестроений, поворотов и захождений. Удовлетворять же этим требованиям возможно лишь при твердом знании коренных законов их действий, и в таком лишь случае, если в мирное время будет постоянно иметься в виду, чтоб «преувеличенная ответственность за промахи не приучала к слишком робким движениям».
«Новые основания пароходной тактики Григория Бутакова» Санкт-Петербург. Типография Морского министерства. 1865. С. IX.
В начале 1867 г. была произведена рокировка известных деятелей русского флота. 6 февраля 1867 года вице-адмирал Г.И. Бутаков, в течение пяти лет бывший морским агентом (военно-морским атташе) в Англии и Франции, сменил в должности начальника эскадры броненосных судов на Балтике контр-адмирала И.Ф. Лихачева, который, в свою очередь, отправился представлять интересы Морского министерства России в Париже и Лондоне. Это была первая броненосная эскадра в России. В нее вошли 26-пушечные броненосные батареи, 24-пушечный броненосный фрегат «Петропавловск», броненосная двухбашенная лодка «Смерч» и десять броненосных однобашенных лодок. Все эти корабли вступили в строй в 1865–1866 годах. Кроме того, в состав эскадры в качестве адмиральских кораблей и для посыльной службы были зачислены два парохода-фрегата, один пароход и две деревянные канонерские лодки.
Основная задача в течение летней компании (три месяца) подготовить первую броненосную эскадру к решению боевых задач в сложных гидрографических условиях Финского залива. Необходимо было обучить команду и командиров выполнению сложных боевых задач по управлению броненосными судами. Для этого Бутаков разработал совершенно новую систему боевой подготовки, которая заключалась в следующем:
1. Подготовка личного состав к обслуживанию сложных механизмов и устройств, использования оружия;
2. Подготовка к управлению всеми механизмами в условиях стоянки корабля на якоре;
3. Подготовка одиночного корабля на ходу, сперва на рейде, потом в море.
Обучение совместному плаванию в составе отряда или эскадры
«В заключение вникая в самый характер и направление занятий эскадры, Комиссия не могла не прийти к убеждению, что начальник Броненосной эскадры вице-адмирал Бутаков 1, глубоко понял назначение и будущую роль вверенных ему судов и не упустил с расчётом и необыкновенным умением воспользоваться всеми находящимися в его руках средствами и каждой минутой времени, для приведения как судов броненосной эскадры, так и команд на них находящихся, к возможному совершенству.
При этом, особенно приятно было убедиться, что в своих сослуживцах адмирал Бутаков встретил так много людей с истинным пониманием своего служебного долга и так много горячих помощников в развитии надлежащего военного духа в судовых командах». (Из отчета Комиссии под председательством графа Путятина)
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 60. Л. 87 об.
Монитор «Тифон» в море. 1880–1890 гг. |
Утром 7 августа 1870 года, снявшись с якоря, броненосные лодки построились в строй кильватера в следующем порядке Тифон (1); Перун (2); Ураган (3); Колдун (4); Стрелец (5); Вещун (6) и пошли на юг, чтобы выполнить задачи боевой подготовки, главное, добиться согласованности в маневрировании. На флагманском корабле подавались сигналы для маневрирования, которые вице-адмирал постепенно усложнял. В результате удалось добиться строгой согласованности действий, когда всему отряду удалось одновременно сделать поворот.
Из книги: Лурье А., Маринин А. Адмирал Г.И. Бутаков. М.: Военное издательство, 1954. С. 125.
Приказы и рапорты
Приказ вице-адмирала Бутакова № 24 от 28 июня 1868 г. Транзундский рейд. |
«Каждый морской офицер должен быть лучшим матросом и лучшим боцманом своего судна, чтобы иметь нравственное право требовать от своих подчиненных».
Многие приказы Бутакова читаются как законченные цитаты из философских трактатов и выгодно отличаются от приказов и циркуляров других командующих. По своей сути, приказы начальника броненосной эскадры не только доходчиво объясняли, что делать, но и зачем делать. Григорий Иванович в своих приказах продолжал воспитывать в своих подчиненных твердость духа, находчивость, отвагу, показывая пример хладнокровия и самообладания.
Особенно интересны черновики приказов Г.И. Бутакова, не вошедшие в общие сборники приказов за 1867–1875 гг. Приводим некоторые цитаты из приказов:
«Приближается к концу второе моё плавание с броненосной эскадрой. До третьего, во всяком случае далеко. Не ближе 9 месяцев. Поэтому мне не хотелось бы чтобы на эскадре могло остаться недоразумение относительно моих взглядов на некоторые вещи, а именно на ломку труб, утлегарей, шлюп-балок и т.п.
Ломайтесь, когда хотите сделать бойкий маневр. Ломайте, что хотите при рискованном действии, которое не удалось. Это всё окупится приобретенною через то опытностью. Ломайтесь от непредвиденных обстоятельств-научитесь усматривать их. Но. Если на вопрос мой отчего шлюп-балка сломана? Мне ответят: Был свежий ветер. – Ну? –Шла лайба. Ну? Сломала».
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 63. Л. 9.
Из приказа Г.И. Бутакова, август 1870 г.
Какая причина тому, что на трех бывших у нас парусных гонках первыми во всех категориях были все шлюпки с фрегата «Петропавловск» за самым незначительным исключением?
Отвечает: Постоянное внимание всех служащих к своим обязанностям и забота об репутации своего корабля.
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 63. Л. 10.
Из приказа начальника эскадры броненосных судов Г.И. Бутакова, июнь 1868 г.
В приказе №42 от 10 сентября прошедшего 1867 г. я упоминал, что мне трудно будет забыть команде монитора «Смерч» ее мужицкое поведение в Виндаве, когда отпущенные на берег на срок люди не явились вовремя на свой корабль и тем задержали на ночь отправление его и фрегата «Петропавловск». Между тем, мне хотелось бы забыть эту неприятность, и я бы очень желал, чтобы некоторые из команд порученной мне эскадры не напоминала мне об этом своим поведением. Только тогда мне будет можно разрешать отпуск на берег, когда буду уверен, что все возвратятся. Непременно к сроку, что со мной служат не дети, за которыми нужны няньки, и не мужики неотесанные, а воины Царя и чести понимающие служебные обязанности и умеющие остановить друг друга. Монитору же «Смерч» предлагаю в 8 часов утра сняться с якоря и крейсировать посреди эскадры до возвращения отпущенных людей эскадры. За тем, я буду считать команде этого корабля ее Виндавское поведение забытым. Посмотрю, напомнят ли мне его кто-нибудь другие.
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 59. Л. 32. Черновик.
День первой победы юного Русского флота при Гангуте, естественно должен напоминать старому нашему флоту подвиги прадедов и приводить к сравнению тогдашних средств к теперешним. Разница громадная, но и сходство не малое. Чем побеждали Русские тогда? Средства их и противников их были тогда, как и теперь будут параллельные, соответственные веку, но дух был у одних один, у других другой, и этот дух их вел к победе.
Наполеон, этот гений войны, был того же мнения, что три четверти военного успеха зависит от нравственных причин и только одна четверть от вещественных.
РГАВМФ. Ф. 4. Оп. Д. 59. Л. 37. Размышления Бутакова о Гангутском сражении. Черновик.
«Броненосную эскадру его императорского величества постигло величайшее несчастье. После двухдневного упражнения в построениях и перестроениях, исполнявшихся с безукоризненною правильностью при перемене фронта, в половине восьмого часа вечера вчерашнего 3 августа, батарея «Кремль» и фрегат «Олег» столкнулись, при чем последний утонул через промежуток около 15 минут. Из большого экипажа в 545 человек, только что сформированного и потому мало испытавшего внезапные случайности морского быта, мы не досчитались 16 человек….Так быстро подоспевшая для спасения людей помощь шлюпками с других судов, на полном ходу занятых в то время – эволюциями, я надеюсь будет признана превосходным и вполне бойким морским маневром, заявляющим, не менее предыдущего о порядке и военном духе на судах вверенной мне эскадры».
Рапорт начальника эскадры броненосных судов генерал-адъютанта Г.И. Бутакова от 4 августа 1869 г. о гибели фрегата «Олег».
РГАВМФ. Ф. 930. Оп. 2. Д. 220. Л. 16–19 об.
Значение деятельности адмирала Григория Ивановича Бутакова для русского военно-морского флота чрезвычайно велико. Бутаков стал выдающимся деятелем новой эпохи в истории военно-морского искусства – эпохи броненосного флота.
Став во главе первой русской броненосной эскадры, адмирал Г.И.Бутаков проявил себя смелым новатором с широким теоретическим кругозором. Он был в то время единственным в мире адмиралом, решительно отказавшимся от механического переноса тактических приёмов ведения боя, применявшимся парусным флотом на флот паровой.
Взгляды Бутакова на быстротечность боя в море и на необходимость постоянной готовности к нему приобрели в современных условиях исключительно важное значение.
Григорий Иванович Бутаков был истинным патриотом своей родины. Всю жизнь он учил своих подчинённых смелому, дерзновенному новаторству и инициативе, вдумчивой, кропотливой, непрерывной работе над совершенствованием своих знаний, настойчивости в достижении поставленной цели, принципиальной честности, прямолинейности и трудолюбию. Замечательный сын русского народа, Бутаков всегда будет являться для моряков примером верного служения Отчизне.
Литература о Г.И. Бутакове
1. Березин Е. Адмирал Григорий Иванович Бутаков. СПб., 1884.
2. Майков П. Бутаков, Григорий Иванович, генерал-адъютант, адмирал // Русский биографический словарь. Т. Бетанкур – Бякстер. СПб., 1908. С. 513–516.
3. Светлой памяти Григория Ивановича Бутакова, адмирала русского флота / Сост. К. Житков // Морской сборник. 1912. № 4. С. 1–95.
4. Лурье А., Маринин А. Адмирал Г.И. Бутаков. Москва., 1954.
5. Иноземцева Н.Ю. «Бессмертное счастие наше Россией зовется в веках» Морской династии Бутаковых и их современникам посвящается. СПб., 2018.
О проекте
Интернет-выставка приурочена к 200 – летию со дня рождения адмирала Григория Ивановича Бутакова (1820-1882).
Организатор:
Российский государственный архив Военно-Морского Флота
Научный руководитель проекта:
А.Ю. Емелин
Исполнители:
О.Н. Кондакова, Н.В. Деменкова, К.С. Гусева
Техническая реализация:
Ю.А. Горский, А.Б. Ирашин, В.Л. Овечкин