Фрегат «Паллада». С картины худ. Е.В. Войшвилло. |
В 1852 году в Японию с секретной дипломатической миссией для заключения торгового договора был направлен вице-адмирал Е.В. Путятин. Это плавание в Тихий океан вошло в историю и русского флота, и русско-японских отношений, и русской литературы – секретарь Путятина писатель И.А. Гончаров описал свои впечатления в известной книге очерков «Фрегат “Паллада”». Конечно же, на страницах книги нашлось место и командиру корабля, капитан-лейтенанту Ивану Семеновичу Унковскому. Однако, и предыстория путешествия, и само плавание были непросты…
20 июня 1852 года император Николай I назначил флигель-адъютанта И.С. Унковского командующим 44-пушечным фрегатом «Аврора» и приказал немедленно заняться приготовлением корабля к дальнему плаванию.
1836 г. |
Всего две недели понадобилось опытному офицеру, чтобы представить на рассмотрение начальника Главного морского штаба князя А.С. Меншикова перечень необходимых исправлений для подготовки фрегата «Аврора» к плаванию. В составленном перечне значится более 80 пунктов.
6 июля 1852 г. |
«Все припасы и материалы, по штату положенные, отпустить лучшего качества на годовую компанию сполна. Флигель-адъютант Унковский»
9 июля 1852 года последовало новое приказание императора – в дальнее плавание вместо «Авроры» назначить фрегат «Паллада», а Унковскому принять «Палладу» и сформировать команду по собственному выбору.
9 июля 1852 г. |
В тот же день Унковский изложил свои требования, которые были необходимы для исправления и подготовки фрегата к дальнему плаванию в короткие сроки.
За короткий срок в три месяца И.С. Унковскому удалось укомплектовать команду фрегата, обеспечить снаряжением, продовольствием и денежным довольствием.
К моменту начала плавания фрегату «Паллада» исполнилось уже 20 лет, что по меркам того времени для кораблей русского флота являлось чрезвычайно большим возрастом. В 1846 г. корпус корабля был капитально отремонтирован (тимберован), с заменой значительной части деревянных деталей, некоторым изменением обводов, а также введением в конструкцию корпуса дополнительных металлических скрепляющих элементов.
Фрегат «Паллада» под командованием опытного моряка капитан-лейтенанта И.С. Унковского вышел из Кронштадта в плавание к берегам Японии 7 октября 1852 года. На борту корабля, кроме основного экипажа и команды предполагаемой к покупке в Англии паровой шхуны (впоследствии получившей имя «Восток»), находились: вице-адмирал Е.В. Путятин, а при нем: офицер для особых поручений капитан-лейтенант К.Н. Посьет, секретарь, чиновник департамента внешней торговли Министерства финансов, писатель И.А. Гончаров, переводчик И.А. Гошкевич, востоковед и синолог архимандрит Аввакум.
12 октября, в туманную погоду, фрегат «Паллада» недалеко от Датских проливов наткнулся на риф у мыса Драго и повредил медную обшивку. Генерал-адъютант Путятин принял решение ввести корабль в док в английском Портсмуте. «В предстоящем нам плавании один оторванный медный лист допустит морских червей добраться до деревянной обшивки и впоследствии может произвести сильную течь». Докование, установка опреснителя и другие необходимые технические исправления, а затем установившаяся штормовая погода задержала выход фрегата до начала января 1853 года. «Дождавшись, наконец, попутного ветра, 6 января, по совершении божественной литургии, отряд снялся с якоря».
24 марта «Паллада», а спустя неделю и шхуна «Восток», прибыли в Саймонс-бухту у мыса Доброй Надежды. После месячных работ по конопачению старого корпуса корабля плавание продолжалось. Фрегат пересек Индийский океан, прошёл Зондским проливом, посетил Сингапур и Гонконг. 26 июня фрегат вышел из Гонконга и 9 июля у о. Формоза (сейчас - Тайвань) попал в жестокий тайфун, из которого фрегат вышел с незначительными повреждениями. «Хотя шторм этот не произвел особенно важных повреждений в фрегате, но при этом случае вновь оказалось, что плавание на фрегате долее 1853 года будет сопряжено с риском».
Штрихи к портрету Унковского-моряка мы находим в письмах И.А. Гончарова, дружившего с И.С. Унковским, и в то же время не упускавшего случая подтрунивать над ним, хотя бы за глаза. Так, в письме от 20 ноября 1852 г. писатель иронизировал: «Так и парусный корабль, завесившись парусами, надувшись, обмотавшись веревками, роет туда же, кряхтя, скрыпя и охая, волны, а чуть противный ветер — и крылья повисли; рядом же мчится, не смотря ни на что, пароход, и человек сидит, скрестя руки, а машина работает. Так и надо. Напрасно капитан водил меня показывать, как красиво вздуваются паруса с наветренной стороны или как фрегат ляжет боком на воду и скользит по волнам по 12 узлов (узел 1 3/4 версты) в час. "Этак и пароход не пойдет", – говорит он мне. "Да за то пароход всегда пойдет, а мы идем двое суток по 12 узлов, а потом десять суток носимся взад и вперед в Немецком море и не можем, за противным ветром, попасть в канал". "Чорт бы драл эти пароходы!" – говорит капитан, у которого весь ум, вся наука, все искусство, а за ними самолюбие, честолюбие и все прочие страсти расселись по снастям. А между тем все фрегаты и корабли велено строить с паровыми машинами: можете вообразить его положение и прочих подобных ему господ, которые пожертвовали лет двадцать, чтобы заучить названия тысячи веревок» (Путевые письма И.А. Гончарова из кругосветного плавания / Публикация и комментарии Б. Энгельгардта // Литературное наследство. 1935. Т. 22. С. 349).
«9 августа 1853 года эскадра подошла к Нагасакскому рейду и на следующее утро вошла на первый или наружный рейд».
Начались долгие переговоры генерал-адъютанта Путятина с представителями японских властей, которые завершились заключением исторического договора, получившего название Симодский.
(Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Т. 1. СПб., 1871. С. 23, 26, 33, 35, 44).
24 января 1854 года русская эскадра вышла из порта Нагасаки и начала плавание по Японскому морю, осмотрев за это время ещё неизведанные берега Корейского полуострова. «Благоприятные ветра дозволили нашим морякам осмотреть и снять на карту доселе неизведанный весь восточный берег Кореи…» (Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Т. 1. Санкт-Петербург, 1871. С. 44).
17 мая 1854 года фрегат «Паллада» вошел в Татарский пролив.
Ситуация на Дальнем Востоке постепенно становилась всё тревожнее. В конце 1853 г. стало известно о войне России и Турции и об угрозе войны с Англией и Францией. И.А. Гончаров в письме друзьям писал 15 сентября 1853 г. о настроениях офицеров фрегата: «А у нас поговаривают, что живьем не отдадутся, — и если нужно, то будут биться, слышь, до последней капли крови».
Ещё 28 октября 1853 года последовало распоряжение великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича обследовать техническое состояние корабля, чтобы решить его дальнейшую судьбу: оставить ли его в составе Сибирской флотилии или отправить обратно в Кронштадт, но до командира фрегата эти сведения дошли лишь спустя несколько месяцев. 17 мая 1854 г. на корабле получили сообщение об объявлении Францией войны России. Ввиду угрозы появления противника генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев предписал флигель-адъютанту И.С. Унковскому ввести фрегат в реку Амур и остаться на зимовку. «Но при всем старании, не могли ввести фрегат в Амур, по причине мелководья бара реки. <...> Комиссия, состоявшая из капитана 1 ранга Унковского, капитана 2 ранга Посьета, капитан-лейтенанта Лесовского и капитана Хализова, нашла, что успех проводки весьма сомнителен, в особенности же в бывшее в то время позднее осеннее время. На этом основании "Паллада" была выведена из лимана и отправлена в Императорскую гавань, где оставлена на зимовку при одном офицере, с несколькими человеками нижних чинов» (Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Т. 1. СПб., 1871. С. 45–46).
По приказу военного губернатора Камчатки генерал-майора В.С. Завойко в январе 1856 года фрегат «Паллада» был затоплен в Константиновской бухте Императорской гавани (ныне бухта Постовая в Советской Гавани).