163, ПАРОХОДНЫЙ КОМИТЕТ

Номер фонда Название фонда Начальная дата Конечная дата
163 ПАРОХОДНЫЙ КОМИТЕТ 1842 1856

Журналы заседаний Комитета по построению пяти военных пароходов для Балтийского моря и Комитета о построении четырех железных пароходов и восьми барж для Каспийского моря (1842-1845). Годовой отчет Пароходного комитета за 1855г. Переписка с Канцелярией Морского министерства, Главным морским штабом, Комитетом образования флота, Адмиралтейств-Советом, Генерал-интендантом флота, Артиллерийским, Кораблестроительным и Строительным департаментами Морского министерства, Морским ученым комитетом, Военным министерством, Министерством финансов и его департаментом мануфактур и внутренней торговли и Департаментом внешней торговли; Министерством иностранных дел, российскими дипломатическими представителями в Англии, Гамбурге, Брюсселе и Копенгагене; Кронштадтской и С.Петербургской таможнями и другими учреждениями и отечественными и иностранными фирмами и предприятиями; о заказе в Англии и Голландии паровых машин и металлических конструкций для строящихся в России пароходов-фрегатов, винтовых кораблей и фрегатов и других паровых судов для Балтийского флота, железных пароходов и барж для Каспийского моря (1843-1845); о постройке и испытании винтовых канонерских лодок флотилий Балтийского и Азовского морей (1854-1856); об изготовлении в России на заводах Берда, Мальцева, Нобеля паровых машин с гребным винтом для строящихся паровых судов Балтийского флота и пароходов Каспийского и Черного морей (1853-1856). Среди построенных вновь или снабженных машинами винтовой корабль "Константин" (1854), винтовые фрегаты "Архимед" (1848), "Громобой" (1855), пароходы-фрегаты "Отважный" (1843), "Храбрый" (1844), "Смелый" (1844), "Грозящий" (1844), "Богатырь" (1848), "Полкан" (1853), "Мария" (1854), железные пароходы "Астрабад"(1845), "Ленкорань" (1844), "Тарки" (1845), "Куба" (1845), "Волга" (1844). Материалы по рассмотрению и обсуждению Комитетом различных проектов и чертежей и внедрению предложений и изобретений в области техники и технологии парового судостроения, в том числе американца Келлера - устройства пароходных колес с выдвижными гребками (1843-1844); ген.-лейтенанта Хвощинского- "Загребного колеса" с подвижными гребками (1844-1845); предохранительного золотника Эванса для паровых котлов и подводного колеса с горизонтальными гребками Эверета (1844-1845); подводных пароходных колес Гонтье (1844); "пропеллера" Эриксона (1844-1853); устройства на пароходо-фрегате "Храбрый" опытного шпиля Барботеня (1844); испытаниях водолазного снаряда, плавучего пояса и насосов французского инженера Дронсара (1844-1845); проекта винта Фулертона для поворота судов (1844-1847); румпеля с подвижной муфтой, рулевого аппарата и стопора системы Легофа (1844-1847); чертежей пароходов "с подводным двигателем", представленных адмиралом Путятиным (1844-1850); аппарата Колладона для измерения действия паровых машин (1845); механизма Эллиота для увеличения мощности паровых машин (1845); "Звездного маяка" Годена (1846-1852); испытания различных препаратов для устранения накипи в паровых котлах (1846-1855); горизонтальных насосов московского купца-механика Скаткина (1846), его же паровой машины (1853), "духовой машины двойного действия" (1853-1855), модели и чертежа подводной лодки (1855); опытов с подводными минами академика Якоби (1847-1855); переносной железной дороги и поворотного круга горного инженера полковника Фелькнера (1854-1855); "снаряда для движения речных и морских судов" фабриканта Кобызева (1854-1855); паровой турбины со спиральной оболочкой инженера-технолога Титова.
Переписка о строительстве и оборудовании Кронштадтского пароходного завода (1853-1856). Материалы по обсуждению предложения Нобеля о постройке "железоделательного завода" в Северной Финляндии с приложением плана местности (1855); предложения о постройке в Оренбургской губернии заводов для изготовления "винтовых корабельных машин" (1855); предложений заказов на постройку судов и машин американских промышленников (1848-1852); Александровского завода (1855), завода Берда (1853-1854), Воткинских заводов (1848,1853); Екатеринбургского завода (1854-1856), Ижорских заводов (1851-1852), завода Мальцева (1853), Мутальских заводов (1845,1847), завода Нобеля (1853-1856), Нового адмиралтейства (1851,1856), Охтенской верфи (1845-1849),Петербургского гальвано-пластического литейного и механического завода (1854-1856), Шепелевских заводов (1846,1854,1855).
Документы к обсуждению вопросов развития парового военного и торгового судоходства и добычи и употребления каменного угля: о дополнении правил "Устава купеческого судоходства" (1843); о поставках в Астрахань купцом Поповым донецкого каменного угля (1845-1846); об учреждении пароходства на Дону с целью развития добычи каменного угля в Донбассе и постройке для этого в Луганске и в Швеции двух пароходов и восьми барж (1846-1847); о проекте лейтенанта Бочкарева разработки и использованию мангышлакского каменного угля для Астраханского порта (1847-1848); выписки из отчетов Астраханского военного губернатора о состоянии каспийской торговли за 1848-1849гг.; о замене парусных транспортов Отдельного Кавказского корпуса пароходами (1850-1856); о плане постройки для Балтийского моря трех пароходов-фрегатов и двух буксирных пароходов (1850-1852); о проекте парохода для р. Шилки (1852).
Переписка о назначении новых чинов Комитета и прикомандировании к нему служащих (1842-1856), составлении "Положения о корпусе инженеров-механиков флота" и сформировании машинного рабочего экипажа (1851-1855); рассмотрении рукописи лейтенанта Кузьминского "Правила распределения артиллерии по судам соответственно их рангу" (1844-1848); об издании книги Посьета "Вооружение военных судов" (1846-1850); книг лейтенанта Скаловского "Руководство для служащих на военных морских пароходах" (1843-1846) и ее продолжения (1845-1851); "Практические замечания об управлении военными пароходами и его машинами" (1851-1852), о покупке его книги "Об употреблении индикатора для паровых машин" (1846).
Среди документов Пароходного комитета присланные для сведения: донесение российского посланника в Англии о состоянии морских сил Великобритании (1852); "Описание заводов и арсеналов, производящих паровые машины в странах Западной Европы", доставленное генералом Огаревым (1853-1855).

Посмотреть опись: Название описи Посмотреть pdf
Фонд 163, Опись 1 _163_1_full.pdf