«Погода благоприятствовала плаванию: Балтийское море – штиль и ясно, Большой Бельт – легкая мгла, Каттегат – дождь и туман, Скагеррак и Немецкое море – противный ветер до 7-8 баллов, Океан – штиль».
В приказе по Особому практическому отряду от 10 июля 1924 г. указывалось: «Товарищи военные моряки! Правительство и граждане СССР доверили нам важнейшую задачу представительство от их лица в иностранных водах. Высшее морское командование, командование Балтийского флота заботливо предусмотрели каждую мелочь снабжения и быта. Сознательность напряжение сил взаимное доверие любовь к морю – это требования, предъявляемые к океанскому походу. Безукоризненное поведение на берегу. Поздравляю с заграничным походом. Пионеры Красного флота Открытого моря!».
Поленов Лев Андреевич (1894–1958), окончил Морской корпус в 1914 г., в январе 1915 г. назначен на крейсер «Аврора», исполнял обязанности вахтенного офицера и ревизора, старшего штурманского офицера. На время пребывания крейсера на долговременном хранении был переведен в распоряжение штаба Морских сил Балтийского моря. С ноября 1922 г. по январь 1928 г. был бессменным командиром крейсера «Аврора». С января 1932 г. числился преподавателем Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе. За годы службы был награжден многочисленными благодарностями, почетной грамотой Реввоенсовета Морских сил Балтийского моря, именным оружием с надписью; «От Центрального Исполнительного Комитета СССР». Несколько раз подвергался аресту, но каждый раз был отпущен «без последствий», капитан 1 ранга (1939).
Титульный лист вахтенного журнала крейсера «Аврора» за 1924 г. РГАВМФ. Ф. Р-172. Оп. 2. Д. 32. Л.5. |
Весь ход и события плавания Практического отряд зафиксированы в вахтенном журнале крейсера «Аврора». На «Комсомольце» отдельный вахтенный журнал не велся, записи вносились в журнал «Авроры».
Утенькин А.А. (1893–?), комиссар крейсера «Аврора», из крестьян, в октябре 1917 г. комиссар эскадренного миноносца «Забияка», затем вахтенный начальник и комиссар заградителя «Зея». Участник Гражданской войны. член РКП(б) с 1918 г. В 1923 г. – комиссар 1-го Балтийского флотского экипажа, 26 ноября 1923 г. переведен на крейсер «Аврора», после возвращения крейсера из заграничного похода зачислен на военно-морской факультет Военно-Морской академии РККФ.
Коллонтай Александра Михайловна (1872–1952), в революционном движении с 1907 г. В 1921–1922 г. секретарь Международного женского секретариата при Исполкоме Коминтерна, с 1922 г. на дипломатической работе, первая в мире женщина чрезвычайный и полномочный посол (посланник СССР в Швеции, Норвегии). Для встречи кораблей Отряда А.М. Коллонтай приехала из столицы Норвегии г. Христиании (совр. Осло), устроила торжественный прием на борту крейсера для официальных представителей норвежских властей и флотских начальников. Провела смотр экипажей кораблей и награждение орденами слушателей Военно-морского училища и оказала помощь в дополнительной доставке свежего продовольствия. Ежедневно личный состав отпускался в увольнение, на корабли был открыт доступ жителям Бергена.
Июль 1924 г. Командиры судов Особого практического отряда во время стоянки в норвежском порту Берген. Поленов Л.Л. Крейсер «Аврора». Л., 1987. С. 204. |
Велецкий Евгений Сергеевич (1894–?), окончил Морской корпус в 1914 г., участвовал в Первой мировой войне, в годы Гражданской войны командовал эскадренными миноносцами Балтийского флота. 13 февраля 1924 г. назначен командиром учебного судна «Комсомолец». В 1926 г. арестован и выслан на 5 лет в Соловецкие лагеря. В 1930 г. по пересмотру дела освобожден, плавал помощником командира парохода «Глеб Бокий» в Баренцевом и Карском морях. Затем преподавал в Военно-морском училище связи им. Г.К. Орджоникидзе, капитан 2 ранга (1945)
Стоянка в Мурманске продолжалась с 23 по 30 июля. Во время пребывания в Мурманске были организованы многочисленные посещения кораблей группами рабочих, пионерскими отрядами, командами красноармейцев, состоялся митинг и концертное представление. Для экипажа кораблей были проведены экскурсии на Александровскую биологическую станцию, моряки ознакомились с водными богатствами Северного края. Во время стоянки успешно прошла перегрузка угля с учебного судна «Комсомолец», окончившаяся уборкой кораблей и их частичной покраской.
1 августа корабли Отряда, пройдя путь в 418 миль, пришли в Архангельск, вызвав своим посещением небывалый интерес у граждан и местной прессы. Встречи с жителями города, рассказы о жизни флота, обмен подарками, спортивные состязания составили яркую картину впечатлений. На обратном пути 12 августа учебные корабли сделали остановку в порту Тронхейм, В течение четырех дней личный состав занимался перегрузкой угля, 16 августа, покинув Тронхейм, корабли взяли курс на Кронштадт. Проходя Немецким, а затем Балтийским морями, оставив позади острова и маяки, так хорошо знакомые многим поколениям русских моряков. 25 августа «Аврора» и «Комсомолец», окончив плавание, встали на большом Кронштадтском рейде.