Для Боголюбова «Молодечество», как называл сам Боголюбов период своей военно-морской службы с 1841 по 1853 год, – это время становления молодого офицера, увлекающегося рисованием, полноценно признанным художником в контексте морской военной службы, под впечатлением которой он, впоследствии, выбрал для себя путь мариниста. В этот период шло зарождение и развитие его непреодолимого желания реализовать себя на поприще искусства. Успешно закончив Морской кадетский корпус, 8 января 1841 года юный Алексей Боголюбов попадает в чине мичмана в 16-й флотский экипаж 2-й флотской дивизии и начинает там свою службу. |
Вид города Гапсаль. Из «Альбом видов южного берега Балтийского моря и Финского залива» художника А.П. Боголюбова. РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 947. Л. 71. Подлинный рисунок. |
В ноябре 1841 года Боголюбов был переведён в 17-й флотский экипаж. Через два месяца, в январе 1842 г., его «высочайше прикомандировали к Учебному Морскому экипажу для узнавания фронтовой службы, чтобы произвести в лейтенанты». Выполняя разные поручения начальника дивизии вице-адмирала А.А. Дурасова, А. Боголюбов оставляет свои подписи в служебных документах. Так, например, в приказах 17-го флотского экипажа часто встречаются подписи А. Боголюбова и его товарища П.Н. Аболешева, как дежурных по казарме.
Журнал приказов 17-го флотского экипажа с подписью мичмана А. Боголюбова. |
Пребывая в караулах, то в Купеческой гавани, то в Остроге №1, то в Свеаборгской крепости, он зачитывается «Ган Исландцем» Виктора Гюго и «Путешествиями...» Дюмон-Дюрвиля, серьезно задолжав их флотской библиотеке.
Cписок должников Комитета флотской библиотеки, среди которых мичман 17-го флотского экипажа Боголюбов. 27 мая 1842 г. |
84-пушечный корабль «Вола». Чертеж внутреннего расположения. РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 151. А.П. Боголюбов проходил на корабле службу в 1842 г. |
К тому времени, когда Боголюбов получил мичманское звание, он уже имел репутацию художника. Сразу же нашлось и первое применение таланта. Служба его началась на 84-пушечном корабле «Вола». На учениях, при выполнении поворота оверштаг, столкнулось два корабля, в результате чего серьёзно пострадала корма одного из них. Времени для ремонта не было, впереди предстоял Высочайший смотр и нужно было срочно придумать способ исправления. Боголюбов предложил обить корму корабля парусиной, «и по ней раскрасить окна, чешуи резные и тяги отвести». «Когда всё было подготовлено, парусина вымазана сажей, отъезжал я на приличное расстояние и командовал старшему маляру – черти мелом так да эдак. И после сам, подвесясь на беседку, исполнил работу как следует, так что получил от командира Шихманова полную благодарность» (Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 31.)
Тотальная нехватка денег и не самые комфортные условия привносили в жизнь художника счастливый юношеский романтизм. Залезая в долги, во время пребывания на суше, он начинает писать картины для продажи, чтоб хоть как-то поправить свое положение, так как жалованья хватало «только на мундир».
После службы на корабле «Вола» А.П. Боголюбов был назначен на бриг «Усердие», где под командованием капитана I ранга М. Ф. Рейнеке, а затем капитан-лейтенанта В.С. Нелидова, занимался промерами глубин в финских шхерах.
Город Ловисса. Из «Альбома видов южного берега Балтийского моря и Финского залива» А.П. Боголюбова. 1862–1864 гг. РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 947. Л. 29. |
В 1845 г. Алексей Петрович был назначен флаг-офицером начальника 2-й флотской дивизии вице-адмирала А.А. Дурасова. В 1846 г. его произвели в лейтенанты и назначили на 110-пушечный корабль «Император Александр I».
По высочайше утверждённой программе, дивизия имела «примерные сражения», «пушечные экзерциции», моряки учились поднимать, ставить и убирать паруса. «Практическое крейсерство», которым именовались учения, строго фиксировалось в специальном журнале.
Краткий журнал плавания штаба 2-й флотской дивизии Балтийского моря со схемами учебных перестроений. |
В апреле 1848 года адъютанту начальника 2-й флотской дивизии А. Боголюбову был всемилостивейше пожалован орден Св. Анны 3-й степени.
«Я уже в это время был второй год в лейтенантском чине, и мне дали орден Св. Анны 3-й степени, что немало меня установило в среде товарищей».
Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 43.
Список офицеров 2-й флотской дивизии, которым был пожалован орден Св. Анны 3 ст. |
По рекомендации своих товарищей лейтенантов А.И. Баженова и А. С. Горковенко Боголюбов попал на пароходофрегат «Камчатка» в 3-й флотский экипаж. «"Камчатка" была, точно, красивое судно по линиям и пропорции, имела три мачты, все с реями, сильно, но красиво поднятыми, заостренный нос, круглую корму, которую почти всецело покрывал громадный золотой орёл» (Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Самара, 2014).
Пароходофрегат «Камчатка», на котором А.П. Боголюбов проходил службу 1848–1850 гг. Чертеж штурвалов. |
В 1849 году пароходофрегат «Камчатка» был командирован на остров Мадейру. В этом плавании А. Боголюбов познакомился с президентом Императорской Академии Художеств герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, что во многом впоследствии определило его судьбу, как художника.
«С вверенным мне пародохофрегатом «Камчатка» сего числа с Кронштадтского рейда снялся с якоря и отправился по предписанию высшего начальства на остров Мадейра с его императорским высочеством герцогом Максимилианом Лейхтенбергским»
Из рапорта П. Шевандина. РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 6945. Л. 48.
В 1848 году русский император Николай I отправил на помощь Дании, подвергшейся нападению Пруссии, эскадру под командованием контр-адмирала И.П. Епанчина. В 1850 году пароходофрегат «Камчатка» принял участие в крейсерстве эскадры контр-адмирала З.З. Балка.
Потерпев ряд поражений на суше и опасаясь вступления в бои русских кораблей, Пруссия была вынуждена отказаться от посягательств на датские владения. Корабли Балтийского флота в конце 1850 г. возвратились в свои базы.
Во время путешествия Боголюбов по заказу герцога делал рисунки для альбома его императорского высочества. Служба на современном пароходофрегате «Камчатка» была не только почётна, но и перспективна. Вернувшись из двух плаваний в 1850 году в Кронштадт, Боголюбов получил предложение продолжить службу на корабле, но, оставаясь ещё в офицерском мундире, пожелал стать художником. К этому времени Боголюбов уже почувствовал свой талант, а герцог Лейхтенбергский на прощание произнёс пророческие слова: «Желаю Вам счастья и науки, и чем быть дюжинным офицером, будьте художником, кажется, вы тут вновь успеете» (Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 50).
В 1851 году лейтенант Боголюбов получил высокие оценки своему таланту: от герцога М. Лейхтенбергского за художественный Альбом с рисунками путешествия в кампании 1849 и 1850 гг. бриллиантовый перстень с вензелевым именем его императорского высочества и в том же году от императора Николая I две награды: бриллиантовые перстни за две подаренные картины «Два вида Кронштадтской гавани» и «Кронштадт. Военная гавань после наводнения 7 ноября 1824 года» (Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 43).
В результате своих художественных успехов, Алексей Петрович получил не только награды, но и наказ от императора. «Да! Помню, ты написал наводнение 24-го года в Кронштадте. Спасибо продолжай!» (Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 55).
По возвращению из путешествия, не желая больше быть моряком, А. Боголюбов переходит в адъютанты к генерал-лейтенанту В. П. Кохиусу, инспектору всех учебных морских экипажей, чтобы иметь возможность служить в Петербурге и посещать Академию Художеств, где он был принят к пейзажному профессору М.Н. Воробьёву.
В 1851 году Боголюбов получил серебряную медаль и был переведён в натурный класс. Он отказывается от лестных предложений, ведущих к повышению на морской службе. А 24 сентября 1853 года Советом Императорской Академии Художеств был удостоен большой золотой медали с присуждением звания художника 1 степени и правом на поездку в художественные центры Европы для совершенствования за счёт Академии.
Письмо великого князя Константина Николаевича князю А.С. Меншикову об увольнении лейтенанта А.П. Боголюбова из флота. 21 октября 1853 г. |