Главная >> Node >> Операция по заграждению Зеебрюгге.

Операция по заграждению Зеебрюгге.

Глава XXX
Операция по заграждению Зеебрюгге

С начала войны фланги сухопутных фронтов на западном театре уперлись в побережье Фландрии, и здесь имела место почти непрерывная борьба по содействию прибрежным группам своих войск в их операциях, борьба против судов противника, действующих в том же районе (как надводных судов, в том числе специально выстроенных для действий по берегу мониторов, так и подводных лодок и при помощи мин заграждения, плотно разбрасывавшихся обеими сторонами) и для разрушения береговых сооружений.

Среди отдельных операций, предпринятых союзниками против побережья, наиболее интересной является операция по закупорке Зеебрюгге, выполненная в апреле 1918 года.

Немцы широко использовали часть бельгийского побережья в районе Брюгге. Особенно выгодным для них являлось то обстоятельство, что город этот, будучи удален от моря, обладал достаточной вместимости рейдом, соединенным каналами с Остенде и Зеебрюгге. Каналы, так же, как и гавань Брюгге, были вполне подходящи, чтобы здесь создать базы для подводных и минных сил.

На Брюгге базировались до 18 германских подводных лодок, причем для ограждения их от воздушных атак были устроены бетонные убежища (как бы норы), в которых они были в безопасности. Кроме лодок в Брюгге базировались около 25 больших и малых миноносцев.

Гавани Зеебрюгге и Остенде служили для стоянок тральщиков, дозорных судов и вооруженных катеров, здесь же помещались отряды германской гидроавиации. Гавань Бланкенберга была также использована для стоянки моторных катеров.

Таким образом, этот район побережья приобретал важное стратегическое значение. В особенности, как передовой пункт для германских лодок, против которых велась, как мы знаем (см. гл. XXVII), интенсивная борьба именно в эти годы.

У англичан родился план нападения на Остенде и Зеебрюгге с целью закупорки входных каналов, чтобы обезвредить базирующиеся на Брюгге германские подводные лодки. Они начали тщательнейшую подготовку к операции, держа ее в полном секрете.

Между тем, эта операция была сопряжена с значительными трудностями, а именно:

1. Сложность плавания в этом, весьма мелком, районе, где знаки и ограждения были сняты немцами.

2. Значительное укрепление немцами побережья, в особенности Зеебрюгге. Береговая оборона состояла из 3 - 6 и 6 - 88 мм орудий, расположенных на конце мола; к востоку от входа в канал находилась так называемая Гебенская батарея из 4 8 орудий, а к западу от входа - Вюртемберская - 4 - 6. К востоку от последней - 2 - 4 орудия. Вдоль берегов были оборудованы окопы с многочисленными пулеметными пунктами (см. схему № 78).

Схема № 78. Общий вид выполнения операций у Зеебрюгге.

3. От конца мола тянулось сетевое заграждение, доходившее до мелких глубин. Северная часть этого заграждения состояла из угольных барж, установленных на якорях, с сетями между ними. Далее следовал проход, закрывавшийся разводной сетью. К югу от прохода, до мелких глубин, стояли постоянные сети. Кроме того, были поставлены гальванические мины заграждения.

План английской атаки был основан на внезапности нападения с соблюдением исключительных мер по обеспечению секретности ее подготовки и выполнения. Сама операция была подготовлена с замечательной тщательностью.

Непосредственно для атаки Зеебрюгге предназначались следующие суда:

1. Устарелый легкий крейсер Vindictive, паромы Ins и Daffodil. На них находилось 1780 офицеров и солдат (исключительно охотников) специально обученных для высадки в условиях, подходящих для этой операции.

2. Устарелые крейсера Thetis, Intrepid, Iphigenia, специально назначенные для затопления и закупорки канала. Эти суда были тщательно оборудованы для указанной цели: забетонированы и переделка их составлена с таким расчетом, чтобы сделать невозможным быстрый подъем и скорую уборку противником. Соответственно, распределены заряды для взрыва судов, нарушена прочность их главных переборок и т.п.

3. 8 эскадренных миноносцев.

4. Паром Trident, ведший на буксире подводную лодку С-3, подготовленную для взрыва моста между берегом и молом.

5. Пароход Munofuld с подводной лодкой С-1, имевшей такое же назначение.

6. 18 мелкосидящих моторных катеров и тридцать три морских моторных катера, назначением коих был выпуск дымовой завесы для маскировки подхода, затем - проводка крейсеров для затопления и снятие с них людей.

7. 2 монитора, которые должны были стать у берега и обстреливать Зеебрюгге с больших дистанций.

В 5 часов вечера 22 апреля вся экспедиция вышла по назначению. Она пыталась выходить и раньше, но неблагоприятные условия погоды и направление ветра (что было очень важно так как предполагалось широкое применение дымовой завесы) мешали операции. На этот раз погода была подходящая, дул легкий ветер с моря.

Атака началась в 11 час. 20 мин. ночи обстрелом берега с мониторов.

Уже 10 минут спустя немцы обнаружили идущие в атаку суда, после чего был с берега открыт огонь светящимися снарядами. Немцы совершенно не представляли цели операция англичан.

В 11 час. 40 мин. моторные катера, подойдя к молу, выпустили вплотную перед ним дымовую завесу. В виду большой скорости и быстрого маневрирования катеров германский огонь не был в состоянии их отразить.

Первоначально ветер дул от N и дымовая завеса относилась к берегу, что было чрезвычайно удобно для атакующих, ибо она скрывала их. Но затем вдруг потянуло с S и дым стало относить от берега.

За 4 минуты до полуночи Vindictive в сопровождении Daffodil и Iris вышел из дымовой завесы и увидел мол слева по носу, на расстоянии 300 ярдов (ок. 1,5 каб.). Vindictive попал под жестокий обстрел, причинивший потери находившемуся на нем десантному отряду. Сам же крейсер не получил значительных повреждений и, пройдя на расстоянии нескольких десятков футов от мола и стрелявшей по нему батареи, ровно в 12 часов (как и было предположено планом операции) подошел к молу и отдал правый якорь.

Три минуты спустя Daffodil подошел перпендикулярно к Vindictive и носом стал прижимать его к молу, чтобы преодолеть течение, отбрасывавшее корму от мола.

С носовой части Vindictive были поданы на берег сходни (специально устроенные сообразно размерам парапета), первая партия десанта высадилась, закрепила на стенке специальные якоря и, таким образом, корабль был установлен вплотную к молу. Тогда были поданы следующие сходни и началась высадка остальных.

Десантный отряд с Daffodil также высадился на мол, проходя через Vindictive. Другой паром подошел к молу, но сильнейший обстрел не дал возможности высадить людей.

По первоначальному плану Vindictive должен был стать у самой оконечности мола и тогда было бы легко взять германскую батарею на его конце. Но вследствие вполне понятной ошибки в счислении крейсер подошел к молу на расстоянии около 400 метров от его оконечности.

Высадившись на мол (приходилось соскакивать и спускаться с парапета мола), десантный отряд начал немедленное продвижение вдоль него под прикрытием 6 гаубиц с крейсера, установленных на его палубе, и пулеметов с марсов. Во время этого продвижения десант очутился в укрепленном районе и был отброшен с большими потерями. Крейсеру все же удалось сосредоточить столь действенный обстрел по батарее на оконечности мола, что немцы не смогли ею воспользоваться для обстрела входивших в гавань предназначенных к затоплению канала крейсеров (что собственно и было главной целью этого десанта). Продержавшись на моле в течение часа, десантный отряд вернулся на крейсер.

Таким образом, внимание немцев от крейсеров заградителей было отвлечено.

Между тем подводная лодка С-3, экипаж которой состоял из 6 охотников, полным ходом врезалась в пролет виадука, соединявшего мол с берегом. Команда зажгла фитили, покинула лодку на шлюпке. Через 5 минут произошел взрыв, совершенно разрушивший виадук, вследствие чего немцы были лишены возможности прислать подкрепления на мол.

Вся эта операция была предпринята для обеспечения главной цели - прохода заградителей.

В то время, как Vindictive подходил к молу, остальные три крейсера, предназначенные для затопления в порту, приближались к гавани.

Вел их моторный катер, указывая путь горящими кусками кальция, но вскоре он был потоплен артиллерийским огнем, не успев выполнить своей задачи.

В 12 час. 15 мин. Thetis миновал маяк и утопил своим огнем южную из барж. Крейсера попали под сильный, но безрезультатный огонь береговых батарей. Потопив баржу, крейсер направился в разводную часть сетевого заграждения и увлек ею за собой. При этом сеть намоталась ему на винты, и он сел на мель у восточной стороны входа в канал. Остальные крейсера пошли вдоль правого борта Thetis и были затоплены в назначенных местах.

Команды с них были благополучно сняты. Вход был загражден, но не полностью. Несмотря на то, что одни из крейсеров (см. схему № 78) лег почти поперек канала, все-таки оставался небольшой проход.

Через некоторое время немцы могли восстановить свободное плавание по каналу.

Операция заграждения Зеебрюгге по своим стратегическим последствиям не имела крупного значения для дальнейшего хода операций в этом районе, тем более, что, как сказано, проход остался доступен для лодок. Но она показательна в других отношениях. Здесь англичане продемонстрировали высокую подготовку личного состава, равно как и подготовку самой операции. Все, что можно было предусмотреть, было предусмотрено, причем расчет времени оказался поразительно точным, ибо все моменты операции совпали с назначенным планом. Решимость и точность выполнения была другим качеством, выгодно отличающим эту операцию.