Документы Интернет-выставки сгруппированы в пять разделов. Маленькие трагедии среди больших событий – Приводятся примеры различных жизненных ситуаций, складывавшихся на фоне революционных катаклизмов. Революция. Взгляд из учреждений морского ведомства – Документы, рождённые в штабах, в первую очередь – приказы за октябрь-ноябрь 1917 г., отражающие «чехарду власти», а также некоторые характерные распоряжения видных большевистских деятелей. Революция. Взгляд с мест – Подборка разнообразных материалов о событиях, происходивших на флотах, непосредственно на кораблях и в частях. Ударные части флота – Сформированный благодаря советской литературе устойчиво-негативный образ «ударника» в последние десятилетия, после целого ряда исторических исследований, существенно изменился. В то же время тема морских ударных частей, а также участия моряков-добровольцев в «батальонах смерти» на фронте, требует дальнейшего изучения. Октябрь. Корабли на Неве – Как ни парадоксально, но документов о кораблях, находившихся на Неве во время Октябрьских событий 1917 г., не так уж много… |
Лето 1917 г. «Смерть буржуям». Матросы линейного корабля «Петропавловск». РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 2015. Л. 41. |
Революционные вихри 1917-го года затронули все без исключения стороны жизни в России. При подготовке данной Интернет-выставки было принято решение не пытаться всесторонне осветить какие-либо проблемы истории событий вековой давности, а дать широкую мозаику пусть небольших, но характерных событий – как известных, так и не получивших широкого освещения, в том числе и по причинам своей малозначимости. Представляется, что для интересующихся историей именно «мелочи» могут сказать очень и очень много, передавая фон, атмосферу происходившего. При этом важна не только «информационная составляющая» документов, но и их внешний вид, оформление, почерк – то, что зачастую ускользает при «традиционной» публикации в сборниках, и что как раз способна передать виртуальная выставка.
6 января 1917 г. Командир 2-го Балтийского флотского экипажа генерал-майор А.К. Гирс принимает парад перед зданием Крюковских казарм. РГАВМФ. Ф. Р-315. Оп. 1. Д. 273. Л. 1. |
Первый парад в 1917 г. Менее чем через два месяца матросы выйдут из повиновения и начнут избивать офицеров. Командиру экипажа генерал-майору А.К. Гирсу придётся пройти во главе революционной колонны, но это не спасёт его от смерти.
Из воспоминаний мичмана Б.В. Бьёркелунда: «Впереди шёл генерал-майор Гирс, украшенный громадным красным бантом с розеткой… Гирса я видел последний раз в жизни. Ночью матросы подняли его из кровати и под предлогом, что команда хочет с ним говорить, вывели его на двор и расстреляли у поленницы дров, где его подобрали утром с двадцатью двумя пулями в теле и разбитым прикладом лицом…».
Связана ли кончина К.П. Вострикова от паралича сердца с событиями в стране? Этого мы уже не узнаем. Зато известно, что после Февральской революции Главный морской штаб начал работать со сбоями – 15 марта 1917 г. К.П. Вострикова за отличие по службе произвели в подполковники по Адмиралтейству (во время Первой мировой войны на флоте появилась практика посмертных производств в следующие чины, для увеличения пенсий семьям), а вот приказ об исключении из списков отдать забыли…
8 марта 1917 г. Фотографии отпевания в Кронштадтском морском соборе и торжественных похорон «жертв революции». РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 2015. Л. 38, 32, 33, 37, 34. |
Конечно же, под «жертвами революции» понимали матросов, погибших при хаотичной стрельбе по ненавистным офицерам и сверхсрочникам.
[Март 1917 г.] Список кондукторов и матросов Балтийского флота, убитых и раненых в Гельсингфорсе во время событий Февральской революции. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 2180. Л. 52–52 об. |
Очевидно, в документе перечислены преимущественно те «нижние чины», с кем расправились сами матросы.
Достоверных сведений о том, кто погиб, а кто был арестован во время «эксцессов», сопровождавших «великую и бескровную» Февральскую революцию долго не существовало, информация передавалась на уровне слухов. Конечно, это вызывало многочисленные письменные и телеграфные запросы о судьбах конкретных людей от родственников и знакомых.
16 марта 1917 г. Лист присяги бывшего морского министра адмирала И.К. Григоровича Временному правительству. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2322. Л. 12. |
Трагедия – это не только смерть и пролившаяся кровь. Присяга, принесённая новой власти последним морским министром империи, генерал-адъютантом императора, ещё в 1916 г. рассматривавшимся в качестве кандидата на пост премьер-министра – тоже трагедия. Личная.
Ниже приведены документы трагедии отнюдь не «маленькой». Жестокое убийство четырёх офицеров линейного корабля «Петропавловск» во время выступления Л.Г. Корнилова всколыхнуло всех офицеров Балтийского флота и, вероятно, многим указало их место в будущей гражданской войне. Первым постарался в подробностях описать те события капитан 2 ранга Г.К. Граф в изданной в Мюнхене в 1922 г. книге «На “Новике”. Балтийский флот в войну и революцию». Мемуарист изложил то, что знал по чужим рассказам, мы же приводим подлинные документы. Характерно, что в вахтенном журнале «Петропавловска» сведений о расстреле нет – лишь ежедневно указываемое количество находящихся на борту офицеров 1 сентября 1917 г. уменьшилось на четыре…
Апрель 2010 г. Фотография могилы офицеров линейного корабля «Петропавловск», убитых вечером 31 августа 1917 г. Хельсинки, Ильинское православное кладбище. |
Отец И.А. Кочуров в 1994 г. канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви как священномученик. Отметим, что в документе датой гибели священника указано 30 октября, в то время, как традиционно в публикациях речь идёт о 31 октября.
«Каперангу Развозову. По сведениям из Генмора двоеточие “Окончательно состав кабинета не известен, но по-видимому у нас будет Керенский, чему все очень рады, а министром иностранных дел Терещенко, очень подходящий умный европеец, это лучший выход для замены Милюкова. По мнению Альбера Тома атмосфера разряжается. Волна разрухи армии, прошедшая с севера на юг особенно остра на юге, на севере уже началось налаживание. В Петрограде преобладает партия /И.И./, то есть испуганный интеллигент”. Новопашенный»
Владимир Иванович Лебедев – фигура в истории военно-морского флота мимолётная, но для истории революции – интересная. По окончании Тифлисского пехотного училища служил в армии, состоял в париии социалистов-революционеров, после подавления революции 1905–1907 гг. оказался в эмиграции. Жил во Франции, участвовал в издании журнала "За народ". В годы Первой мировой войны добровольно поступил на службу во французский Иностранный легион, за боевые отличия получил чин лейтенанта, являлся военным корреспондентом нескольких газет. После Февральской революции вернулся в Россию, где внезапно на некоторое время стал и.о. управляющего Морским министерством (при военном и морском министре А.Ф. Керенском). Не воспринимался серьёзно ни офицерами, ни большей частью стремительно левевших матросов. В период гражданской войны входил в состав Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (КОМУЧа), боролся против красных, затем многие годы в эмиграции во Франции и США занимался публицистикой и общественной деятельностью. Умер в 1956 г. в Нью-Йорке.
Решение о создании Морского кадетского корпуса в Севастополе принималось долго и мучительно. Оно было связано с идеей разделения Морского корпуса (в Петербурге) на Морское училище и Морской кадетский корпус в связи с необходимостью увеличения числа выпускников и улучшения их подготовки. Кадетский корпус решили создать в Севастополе, что обеспечивало, в частности, лучшие условия для практических плаваний и приобщения юношей к морю. Было развёрнуто масштабное строительство, но ещё до его окончания в Морской кадетский корпус в Севастополе был осуществлён приём и в сентябре 1916 г. начались занятия. Летом 1917 г. они были прерваны, а все 125 воспитанников отправлены в Петроград. 22 октября была предпринята попытка пересмотреть решение и сохранить учебное заведение. К сожалению, возродился корпус лишь в 1919 г., при белых – чтобы поздней осенью 1920 г. быть эвакуированным в далёкую Бизерту.
После свержения Временного правительства руководство флотом сменилось несколько раз, что и отражено в представленных ниже приказах:
11 ноября 1917 г. Приказ по флоту и морскому ведомству № 803 о вступлении капитана 1 ранга С.А. Кукеля в управление морским ведомством. РГАВМФ. Ф. 249. Оп. 1. Д. 108. Л. 275. |
11 декабря 1917 г. Распоряжение народного комиссара по военным делам Н.И. Подвойского об отправке роты матросов для охраны Таврического дворца. РГАВМФ. Ф. Р-5. Оп. 3. Д. 1. Л. 22. |
3 марта 1917 г. Запись в флагманском историческом журнале Минной дивизии Балтийского моря о событиях в Гельсингфорсе. РГАВМФ. Ф. 481. Оп. 1. Д. 75. Л. 42 об. – 44. |
Весна 1917 г. Манифестация в Гельсингфорсе. РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 2015. Л. 31. |
Апрель 1917 г. Циркуляр штаба командующего флотом Балтийского моря с программой праздника революции в Гельсингфорсе 4 апреля 1917 г. РГАВМФ. Ф. 481. Оп. 1. Д. 87. Л. 52–53. Копия. |
Март 1917 г. Войска и горожане у памятника вице-адмиралу П.С. Нахимову на Екатерининской площади Севастополя. РГАВМФ. Ф. р-2222. Оп. 1. Д. 160. Л. 10. |
24 марта 1917 г. Телеграмма директора Севастопольского морского корпуса контр-адмирала С.Н. Ворожейкина о принятии присяги чинами корпуса. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 2322. Л. 26. |
Сообщения о принятии присяги Временном правительству были разными, частью – сухими, частью – «живыми». И судьбы принявших присягу оказались очень разными. Севастопольский морской корпус был ликвидирован Временным правительством, а восторженный контр-адмирал Ворожейкин окончил свои дни в 1939 г. в африканской Бизерте, возглавляя комитет по постройке Храма-памятника кораблям Русской эскадры.
Весна-лето 1917 г. Солдаты местного гарнизона и моряки Сатакундской флотилии проходят на демонстрации по улицам Таммерфорса (ныне Тампере). РГАВМФ. Ф. 21. Оп. 1. Д. 52. Фото 22. |
Два морских офицера, «академика», почти ровесника, но с абсолютно разными судьбами. Немитц пройдёт через разнообразные приключения гражданской войны, в феврале 1920 г. на некоторое время станет командующим морскими и речными силами РСФСР, в 1921 г. перейдёт на преподавательскую должность, в мае 1941 г. станет вице-адмиралом советского флота, доживёт до 1967 г. Его визави георгиевский кавалер Н.Л. Максимов в мае 1918 г. окажется товарищем министра морских дел при военном министерстве Украинской Державы, в течение нескольких месяцев фактически руководившим министерством, решавшим многочисленные вопросы, вплоть до утверждения военно-морского флага и формы. Осенью 1918 г. стал контр-адмиралом – и окончил свои дни в 1961 г. в далёкой Ницце.
2 декабря 1917 г. Письмо матроса крейсера «Рюрик» А.С. Булыгина команде крейсера с описанием борьбы за советскую власть в г. Ефремове Тульской губернии. РГАВМФ. Ф. Р-1481. Оп. 1. Д. 10. Л. 343–344. |
Стремительная утрата боеспособности русской армией весной 1917 г. вызвала к жизни движение по созданию «ударных частей». Предполагалось, что в них будут записываться (или переходить целыми подразделениями) те, кто не мог равнодушно смотреть на окружающий развал и желал продолжить войну с Германией. Основных задач у «ударников» было две – взламывание немецкой обороны во время летнего наступления и моральный пример для окружающих. Конечно, не остались в стороне от этого движения и моряки.
История мичмана И.В. Зубова
16 марта 1913 г. Фотография вице-унтер-офицера Хабаровского кадетского корпуса Игоря Зубова. РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 7. Д. 1387. Л. 32. |
Обычно матросов награждали Георгиевскими крестами и Георгиевскими медалями приказами командующих флотами. В данном случае было сделано исключение (т.к. батальон не относился ни к одному из флотовя; формировало его морское ведомство, но в оперативном отношении он подчинялся армейскому командованию), и приказ по флоту и морскому ведомству вышел за день до падения Временного правительства. К этому дню батальон уже фактически перестал существовать. Дело в том, что после боя под Золотой Горкой 10 июля 1917 г. "ударников" отвели в тыл на переформирование, а 29 сентября, в ходе Моонзундского сражения, направили на о. Моон. Командир батальона капитан 2 ранга П.О. Шишко и его бойцы героически защищали Ориссарскую дамбу между островами Эзель и Моон, давая возможность отступившим на Моон сухопутным частям эвакуироваться на кораблях флота, чем вписали одну из светлых страниц в оборону Моонзундских островов.
23 декабря 1917 г. Полный послужной список мичмана И.В. Зубова. РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 10. Д. З-57. Л. 1, 1 об. |
Последняя запись : «Приказом по флоту и морскому ведомству за № 170 от 23 декабря 1917 г. исключён из списков, как умерший от ран».
Юнкерам
(То, что я должен сказать)
(слова Александра Вертинского)
«Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!»
О кораблях «Эскадры Октября», находившихся на Неве 25 октября 1917 г., написано много. Интересно при этом, что их вахтенных журналов за этот период практически не сохранилось. Исключений лишь два – учебное судно «Верный» и тральщик № 15. Эти документы дают представление о том, как велись записи в период революционных событий. А вот некоторые распоряжения об отправке кораблей сохранились…
24 октября 1917 г. г. Гельсингфорс Предписание Центробалта командиру эсминца «Самсон» о срочной отправке в Петроград. РГАВМФ. Ф. Р-95. Оп. 1. Д. 56. Л. 23. Подпись П.Е. Дыбенко. |
25 октября 1917 г. |
25 октября 1917 г. Вахтенный журнал учебного судна «Верный» с записями о переходе из Биорке в Кронштадт и далее в Петроград. РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 6. Д. 162. Л. 40 об. – 41. |
Показательно, что вахтенный начальник мичман Л.Л. Добровольский не сделал записей ни о приеме в Кронштадте двух рот военных моряков, ни об их высадке в Петрограде. События, разворачивавшиеся в тот вечер вокруг корабля, также проигнорированы.
25 октября 1917 г. Вахтенный журнал тральщика № 15 с записью о подъёме по Неве выше Николаевского моста. |
16 ноября 1917 г. Сообщение комиссии по выборам в Учредительное собрание на крейсере «Аврора» со сведениями об итогах выборов на корабле. РГАВМФ. Ф. Р-2109. Оп. 1. Д. 100. Л. 14. |
Октябрь-ноябрь 1958 г. Фрагменты воспоминаний бывшего члена Центробалта Н.А. Ховрина о революционном движении в Балтийском флоте. РГАВМФ. Ф. Р-315. Оп. 1. Д. 84. Л. 1, 7–13. |
«Одним из распоряжений Военно-революционного комитета было приказание крейсеру “Аврора” встать на якоря к Николаевскому [мосту] на случай обстрела Зимнего дворца, где помещалось временное правительство. Не зная, как поведут себя находившиеся во дворце военные подразделения, эта мера являлась необходимой, на предмет разрушения массивных стен Зимнего дворца. Командование крейсера отказывалось от этого выполнения, ссылаясь на мелкий фарватер на Неве. Кроме того, сам крейсер не мог идти, т.к. у него не были собраны машины.
Но все уладили. Буксир поставил крейсер к мосту. Установили на якорях. Оказалось, что нет прицелов к пушкам. Где-то кто-то запер каюту с прицелами, и его нет.
Короче говоря, дотянули дело до темноты. Делалось всё, чтобы не исполнить приказа Военно-революционного комитета – со стороны администрации крейсера и в самый решающий момент.
Был сделан один выстрел, холостой, чем и закончилась вся роль этого крейсера. В то время некогда было разбираться во всём этом деле. Узнав о действии этого крейсера, все матросы лишь ругались и плевались. Команду, как таковую, никто не обвинял и, часть её, так же участвовала во всех делах великого октября, но вот руководство крейсера было ниже всякой критики.
Ведь мы не шутки собирались шутить, когда шли на восстание.
Объяснялось это дело таким образом. Стоя вне интересов партии и не желая участвовать в восстании, командование крейсера было поставлено между двух огней. Не исполнить приказания Военно-революционного комитета было невозможно, т.к. это могло привести к расправе со стороны присутствовавших матросов из Кронштадта и Гельсингфорса над командованием крейсера. Отсюда и холостой выстрел. Приказание как будто и выполнено, а на самом деле оно ничего не значит. В случае неудачи у большевиков, можно объяснить – нас принудили силой, но мы их обошли и выстрелили холостым. Эта версия с крейсером “Аврора” была очень сильна и долго жила среди матросов, пока память не стерлась об этом крейсере ***
27 октября (старый стиль) В.И. Ленин вызвал к прямому проводу в Гельсингфорсе председателя Центробалта (в это время председателем был Н.Ф. Измайлов) и кроме других вопросов указал, чтобы в Петроград был выслан надёжный военный корабль, а именно лин[ейный] кор[абль] “Республика”. Но так как “Республика” имела очень большую осадку и не могла войти в Морской канал, то в Петроград был направлен крейсер “Олег”. По своей ценности в смысле вооружения “Олег” был не сильнее “Авроры”.
Почему же В.И. Ленин потребовал корабль в Петроград, зная, что тут находится “Аврора”? Причина ясна. Не исполнившему крейсеру приказания Военно-революционного комитета (так в тексте. – Прим. публ.) не было веры. О нём забыли и не считали своим, а считали нейтральным. Тогда были такие воинские части и подразделения. Все вышеизложенное могут подтвердить все старые матросы, бывшие в то время в Петрограде. Умерший тов. Штарев рассказывал мне, что радиостанция крейсера “Аврора” принимала радиограммы для противников новой власти, но – я повторяю – время было горячее, и некому было всем этом заниматься. <…>
Приблизительно с 30-х годов, благодаря художникам, поэтам, журналистам, режиссёрам и некоторым писателям, ищущим хорошего заработка, начинается воспевание крейсера “Аврора”.
Особенно слава этого крейсера расцветает во времена культа личности. Матрос, обвешанный пулемётными лентами, и крейсер “Аврора” становятся эмблемой Великой Октябрьской революции, а все остальное как будто и не существовало. <…>
Спустя 15-20 лет холостой выстрел начинают называть сигналом к общему штурму Зимнего дворца, а мы, т.е. участники этого штурма, только спустя 15-20 лет узнаём об этом сигнале.
Да и неудобно было тому же Антонову-Овсеенко писать, что руководство крейсера “Аврора” не исполнило его указания. Нарушалась бы общая картина. <…>
Из архивных документов можно узнать, что выстрел с “Авроры” был сделан как призыв к спокойствию и бдительности, о чём писала команда крейсера в газету “Правда” спустя несколько дней после Великой Соц[иалистической] Октябрьской революции. Кроме холостого выстрела, у “Авроры” нет ничего более активного. <…>
Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере безусловно связано с не совсем честной игрой в героев, поднятых на высокую честь быть авангардом Великой Октябрьской Революции. Смело могу заявить, что вахтенный журнал того времени на крейсере был сознательно уничтожен, как улика того, что этот “легендарный” крейсер совсем не то, за что его считают».
Воспоминания, написанные, вероятно, под впечатлением празднования в 1957 г. 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции, содержат ряд извинительных по прошествии стольких лет неточностей (так, например, «Аврора» вышла к Николаевскому мосту не на буксире, а своим ходом), но очень ярко отражают настроения части участников тех событий, заслуги которых постепенно оказались в тени.
26 октября 1917 г. Телеграмма председателя Центробалта П.Е. Дыбенко по Балтийскому флоту с объявлением о переходе власти в руки Советов. РГАВМФ. Ф. Р-95. Оп. 1. Д. 56. Л. 47, 47 об. |
Организатор Интернет-выставки:
Российский государственный архив Военно-Морского Флота
В подготовке принимали участие:
научный руководитель – В.Г. Смирнов;
А.Ю. Емелин (руководитель проекта), О.Н. Кондакова, К.А. Шерафетдинова.
Техническая реализация:
Ю.А. Горский (исполнение Интернет-выставки), В.Л. Овечкин, А.Б. Ирашин (сканирование), А.И. Анучина (сканирование).
Благодарность:
сотрудникам научно-справочной библиотеки Р.Я. Павленко и Е.Г. Азаровой;
сотрудникам отдела обеспечения сохранности и государственного учета документов.