Страж столицы. К 320-летию создания Балтийского флота

 

Содержание:

Введение

Начало начал Балтийского флота

Кронштадт – город-крепость

«Небываемое бывает». Хроника морских сражений Балтийского флота, иллюстрированная картами, планами и фотографиями из фондов РГАВМФ

Рождение морского образования в России

Балтийский флот в реализации мирных задач

О проекте


Введение

Шведские бот «Гедан» и шнява «Астрильд», захваченные в устье реки Невы в ночь на 7 мая 1703 г.
Из книги: Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. СПб., 1875. Вклейка.

11 декабря 1706 г.
Донесение морского флота капитана Питера Лобека о передаче трофейных пушек, взятых со шведских судов «Гедан» («Геден») и «Астрильд» («Астрил») в сражении 7 мая 1703 года, майору Аксварту.
Упоминаются 10 пушек с «Гедана» (две медные с королевским гербом и восемь железных без герба) и семь пушек с «Астрильда» (шесть железных с королевским гербом и одна медная на вертлюге).
РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 81. Л. 26. Подлинник на русском языке. Автограф.

В ночь с 6 на 7 мая (старого стиля) 1703 года отряд из 30 гребных лодок с посаженными на них солдатами под руководством царя Петра I и Александра Даниловича Меншикова атаковал около устья Невы два шведских корабля – бот «Гедан» и шняву «Астрильд» – и после упорного абордажного боя захватил их в плен. Это первая победа русских на море стала началом будущего Балтийского флота, для которого уже строились корабли на первых в регионе верфях – Олонецкой и Сясьской. А дата теперь считается днем рождения Балтийского флота.

Таким образом, 18 мая 2023 года исполнилось 320 лет со дня рождения Балтийского флота. Этому историческому событию посвящена выставка документов Российского государственного архива Военно-Морского Флота. Рождение флота — результат неимоверных усилий императора Петра Алексеевича, сторонников его политики и всего российского народа. Личное участие царя Петра в строительстве кораблей и верфей зафиксировано различными правительственными документами, многочисленными автографами самого царя, донесениями и письмами его современников. Петр Первый как талантливый и успешный менеджер на несколько столетий вперед заложил принципы управления для всех учреждений военно-морского флота: Адмиралтейств-коллегии, верфей, портов, военно-морского образования. «Регламент благочестивейшего государя Петра Великого отца отечества императора и самодержца всероссийского об управлении Адмиралтейства и Верфи», содержит правила эффективного управления, которые создали Балтийский флот, и в наше время его основные принципы продолжают оставаться актуальными:

– «В Академии учить наукам»;

– «Запрещается служащим во флоте и Адмиралтействе, российской нации, без позволения выезжать из сего государства в иностранные земли для службы, вывозить свои пожитки, … А, которые приняв чужую службу, хотя и без позволения, а возвратятся в отечество, тем и будет прощение»;

– «Шхиперам торговых российских кораблей, должно нанимать в свою службу матрозов российской нации; а ежели не можно сыскать столько потребных российской нации, то позволяется нанимать и иноземцев, но токмо чтоб не более четвертой доли»;

«Людьми ничего не возить и не носить, но зимою на лошадях, а летом водою; … Также везде у работ употреблять машины, которые в иных государствах употребляются; а где нет, а можно быть, то вымышлять, дабы меньшими людьми дело управить было возможно»;

– «В конторе Адмиралтейской надлежит быть одному директору над Верфию из офицеров главных, наприклад (например), не меньше капитан-командора, который бы не токмо морскую службу, но и корабельное дело знал». (Регламент об управлении Адмиралтейства и Верфи. Санкт-Петербург, 1786. С. 81).


Начало начал Балтийского флота

Первые верфи

Выбор места для строительства Олонецкой верфи был обусловлен как природно-климатическим характером местности (корабельный лес, водные пути), так и ее экономическим развитием (железоделательные заводы, торговые пути, ярмарки, население).

С началом 1700 года театр войны приблизился к Финскому заливу. Для скорейшего занятия берегов и прочного утверждения на них необходимо было приступить к созданию военного флота. Успешно развивающиеся железоделательные заводы Олонецкой губернии могли производить всё необходимое для оснащения кораблей: пушки, ядра, якорные цепи и прочее. В архиве хранятся материалы о строительстве Тырпицких и Ижинских железных заводов с 1702 по 1712 год. Плавка меди на этих заводах началась уже в 1703 году.

«Осмотрев в феврале 1703 года реку Свирь, Меншиков избрал на берегах ее, для кораблестроения, Лодейное поле, верфь которого стала называться Олонецкою. По донесению А.Д. Меншикова царю, в окрестных местах были «леса зело изрядные, не только на шмаки, но и в 50 пушек на корабельное строение кницы годятся». Работы, по обычаю Петра, начались немедленно. В том же феврале месяце было вырублено 5000 книц, и в марте был заложен фрегат, длиною в 90 фут, семь грузовых судов, длиною от 74 до 80 фут, и начали вырубать деревья для рангоута» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 157).

На Олонецкой верфи был построен первый фрегат Балтийского флота – 28-пушечный «Штандарт» (спущен в августе 1703 г.), позднее – 14 других фрегатов. Кроме того, в период царствования Петра I на верфи было построено около 800 шлюпок и небольших парусных и гребных судов различных типов (буеры, флейты, шмаки, бригантины, галиоты, галеры).

О некоторых подробностях работы верфи представляем документы из фондов Адмиралтейской канцелярии при Адмиралтейств-коллегии (Ф. 176); Приказа воинского морского флота (Ф. 177); коллекции «Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из Адмиралтейств-Совета и других мест» (Ф. 223).

б/д Письмо обер-комиссара Олонецкой верфи Ивана Тормасова Петру Первому. РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 60. Ч. 1. Л. 3–4.

б/д
Письмо обер-комиссара Олонецкой верфи Ивана Тормасова Петру Первому.
РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 60. Ч. 1. Л. 3–4. 

«На Олонецкой государевой верфи новопостроеной двое палубной корабль которой достроил иноземец подмастерье Вилим Снельгроф спущен на воду сего июля 9 числа безвредности а июля 20 числа капитан Андрей Декур подал мне нижайшему ведомость заруков а в ней написано по спущении онаго корабля на ахторштевне глубина всево одиннадцать фут на форштефне семь фут а по морю в которых местах он капитан сам свидетельствовал где быть проходу оному кораблю с реки Свиры в Ладо[ж]ское озеро может девяти фут воды нет а что к Шлиссельбургу в Кошкине из Ладо[ж]ского озера в Неву реку мели о том ему капитану неведомо а оный корабль буерами понужден из Свиры реки в Ладо[ж]ское озеро хотя и провожден будет только из Ладо[ж]ского озера к Шлисенбургу проити и з буерами невозможно а ежели на озере за проводом к Шлисенбурху застоица и учиница оному кораблю какое повреждение чтоб не взыскалось на нем а посмотру ево капитанову оному корабль зимовал в реке Шоткусе можно и о том что ты великий государь укажешь сие государь отпишу велел я нижайший подать в Адмиралтецкой канцелярии адмиралу и кавалеру генералу губернатору азо в тому графу Федору Матвеевичу Апраксину. Нижайший раб Иван Тормасов».

Пояснение к письму: «Большие фрегаты с вооружением сидели в воде слишком 9 фут; а глубина в устье Свири была около 8 фут, – у Шлиссельбурга же иногда не больше 7 фут; на таких местах суда приходилось не только разоружать (что всегда делалось и для чего проводимое судно сопровождали флейты и другие грузовые суда), но даже разгружать, и были примеры, что трехмачтовое судно через мелкие места проводилось с одною фок-мачтой и бушпритом» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 164).

XVIII в.
План Адмиралтейской Олонецкой верфи.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 7817

1705 г. Письмо Р.В. Брюса олонецкому коменданту И.Я. Яковлеву о посылке тысячи солдат для охраны Олонецкой верфи от нападения шведских войск. РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 93. Л. 11.

1705 г.
Письмо Р.В. Брюса олонецкому коменданту И.Я. Яковлеву о посылке тысячи солдат для охраны Олонецкой верфи от нападения шведских войск.
РГАВМФ. Ф. 177. Оп. 1. Д. 93. Л. 11. 

«1705 г. октября 16. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великая и Малая и Белая Россия самодержца на Олонецкую верфь коменданту Ивану Яковлевичу Яковлеву. По его великого государя указу и по письму … за подписанием губернатора Александра Даниловича Меншикова велено из Санкт-Питербурха послать на Олонецкую верфь тысячу человек солдат для охранения от приходу неприятельских шведских людей и сего октября 14 числа по вышеименнованного великого государя указу и по приказу генерал-майора и обер-коменданта Романа Тимофеевича Брюса послан из Санкт-Питербурха на Олонецкую верфь подполковник Петр Шмит, и ево полку офицеры да четыреста шестьдесят пять человек солдат и велено ему Петру и офицерам и солдатам по всякому великого государя делу у тебя быть в послушании а великого государя денежное и хлебное жалованье ему подполковнику и офицером и солдатом на сей октябрь месяц дано в Санкт-Питербурхе и коменданту Ивану Яковлевичу о приеме оного подполковника и начальных людей и солдат и отдаче им денежного и хлебного жалования на пребудущие месяцы учинить по указу великого государя. Роман Брюс».

В России Роман Вилимович Брюс (1668—1720) — генерал-лейтенант (1713) шотландского происхождения, второй обер-комендант Петербурга, старший брат Якова Брюса, участник Северной войны (1700—1721).

1807 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 205. План Лодейнопольской верфи. 

В XVIII в. деятельность Олонецкой (позднее – Лодейнопольской) верфи продолжалась лишь эпизодически и закончилась в 1829–1830 гг.

Главная военная верфь России

В 2024 году старейшее судостроительное предприятие России – ФГУП «Адмиралтейские верфи» – отметит 320-летний юбилей. История Адмиралтейских верфей началась по воле царя Петра Первого и под непосредственным его наблюдением. На проекте плана Санкт-Петербургского Адмиралтейства имеются собственноручные записи царя.

1704/1705 гг.
План Санкт-Петербургского Адмиралтейства с указанием размеров строений и эллингов.
На плане имеются собственноручные пометы Петра I: 1) «Сей верфь делать государственными работниками и подрядом… как лучше, а строить почему и жилья делать мазанками прямыми без кирпича, кузницы обе каменные в ½ кирпича, амбары и сараи делать основу из брусия и амбары доделать мазанками и сараи обшить досками так как мельницы ветряные обиты – доска в доску и у каждой доски нижний край обдорожнит и потом писать красною краскою»; 2) (внизу листа) – «от реки обить паженными сваями».
РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 12. Л. 1 об. –2. Подлинник.

Строительство верфи в центре города историограф флота Феодосий Федорович Веселаго объяснил предельно кратко: 

«Отдаление от моря Олонецкой верфи и трудная проводка судов по бурному Ладожскому озеру, а также по мелям и порогам Невы, представляла большие невыгоды, особенно для судов, глубоко сидящих в воде. Защищенный укреплениями Котлина, новый порт, Санкт-Петербург, по своей близости к морю и меньшим трудностям проводки судов, представлялась перед Олонецкою и Сясьскою верфями значительные преимущества, заставившие царя, не прекращая постройки кораблей в Лодейном поле, приступить к основанию кораблестроения в Петербурге, где в феврале 1704 года велено было построить 34 бригантины, и 5 ноября приступлено к постройке обширного адмиралтейства, заложенного на том месте, где находится теперь главное Адмиралтейство» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 162).

5 ноября 1704 г. на левом берегу Невы состоялась закладка новой судостроительной верфи в центре строящегося города. Из письма кораблестроителя Федосея Скляева к государю из Санкт-Петербурга от 12 января 1705 года: «Извествую о деле нашем: которые суда изволил заложить при отъезде твоем и ныне они набраны, а одну начали снаружи досками огибать» (Материалы для истории русского флота. Ч. I. СПб., 1865. С. 47).

Адмиралтейство. Гравюры XIX в. по рисункам Марселиса 1725 г.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 2. Д. 1271.

Адмирал Корнелий Иванович Крюйс.
РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 2. Д. 299. Л. 72.

Одним их деятельных руководителей Адмиралтейства был адмирал Корнелиус Крюйс (1655–1727), первый командующий Балтийским флотом, первый вице-президент Адмиралтейств-коллегии (1717). В фонде «Канцелярия адмирала К. Крюйса» (Ф. 234) хранятся многочисленные письма, распоряжения, записки, мемории, инструкции К. Крюйса, под руководством которого на протяжение многих лет строились адмиралтейства, верфи, корабли, создавался и оснащался Балтийский флот. О сложности управления верфями К. Крюйс писал из Петербурга 17 апреля 1705 года коменданту Олонецкой верфи И.Я. Яковлеву: «Милость твоя изволить сам размыслить что здесь мне не зело охотно и радостно против того как я в Голландии и на Воронеже, и в Архангельске привык всегда при довольной магазине или при довольных корабельных припасах быть, а здесь мне самому все надобно вновь управлять и делать. Избы и заборы ломаю для починки кораблей, и все люди, которые по флоту надлежат, под небесною кровлею спят и многие статьи есть которые не лучше сего» (Материалы для истории русского флота. Ч. I. C. 55).

17 декабря 1716 г. Вице-адмирал К. Крюйс – генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину. Мемория о большом объеме возложенных с 1715 г. на вице-адмирала К. Крюйса обязанностей, которых он не имел за 37 лет своей морской службы, а также слабости здоровья, с пожеланием доложить Петру I его просьбы об увольнении в отпуск в Голландию и выдаче жалованья, причитаемого в соответствии с контрактом. РГАВМФ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 9. Л. 122–123 а об. Перевод на русский язык с голландского.

17 декабря 1716 г.
Вице-адмирал К. Крюйс – генерал-адмиралу Ф.М. Апраксину. Мемория о большом объеме возложенных с 1715 г. на вице-адмирала К. Крюйса обязанностей, которых он не имел за 37 лет своей морской службы, а также слабости здоровья, с пожеланием доложить Петру I его просьбы об увольнении в отпуск в Голландию и выдаче жалованья, причитаемого в соответствии с контрактом.
РГАВМФ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 9. Л. 122–123 а об. Перевод на русский язык с голландского.

1746 г.
Адмиралтейская верфь и защищающая ее крепость.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 23. Д. 937. Л. 14. Фрагмент.

1753 г.
Зимний дворец и восточное крыло Адмиралтейства. Фрагмент гравюры Г.А. Качалова с рисунка М.И. Махаева 1749 г. из альбома «План столичного города Санктпетербурга с изображением знатнейших оного проспектов».
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 991. Л. 37.

Главное Адмиралтейство разрасталось вследствие увеличения объема работ, требовались новые площадки. В 1712 года мастерские по изготовлению шлюпок, корабельного рангоута, блоков, нагелей, а также склады для хранения лесных материалов перенесли ближе к устью реки Невы, сюда же перевели строительство галер.

Галерный двор также быстро расширялся. Военные действия на море требовали большого количества судов. На Галерном дворе (по указу с 1721 г. – Галерная верфь) строились буера, баржи, верейки, камели – понтоны необходимые для проводки крупных судов по мелководью.

1778–1782 г.
План Галерного адмиралтейства на Васильевском острове.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 8738.

Северная война требовала все большего количество кораблей, 19 июля 1708 года по указу Петра I началось строительство двух кораблей в Новой Ладоге. «Были заложены 50-ти пушечные корабли “Рига” и “Выборг”, спущенные в 1710 году, шнявы “Диана” и “Наталья”, спущенные в 1711 году» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 163).

[конец 1730-х гг.]
План крепости Новая Ладога.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 23. Д. 937. Л. 52.


Кронштадт – город-крепость

Чертеж фасада и профиля форта Кроншлот («кроншлотской башни») в первоначальном (деревянно-мазанковом) варианте перед разбором по ветхости в 1749 г. Копия 1779 г.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 2784.

«В устьях Невы, еще во времена Александра Невского, новгородцы, для своевременного уведомления о прибытии неприятеля со стороны моря, держали на острове Котлин морскую стражу.

В продолжение многих веков близ Котлина проходили тысячи кораблей и берега Невы служили предметом упорной борьбы между враждовавшими соседями, однако же до Петра никто не мог оценить важного значения Котлина. Никто не догадывался, что этот самый остров и отмели, идущие от северного и южного берегов материка, защищают от больших неприятельских судов всю часть моря, лежащую к востоку от Котлина и таким образом, в случае укрепления пролива, задерживают пришедшего с моря неприятеля, в 30-ти верстах от устьев Невы» (Веселаго Ф.Ф. Очерк русской морской истории. Ч. 1. С. 160).

Царь Петр принимает решение строить крепость, предварительно сделав сам первую модель форта «Кроншлот».

Строительство форта началось уже зимой 1703 года и продолжалось в условиях противостояния русского флота шведскому, который в течение 1704, 1705, 1706 годов несколько раз делал безуспешные попытки захвата острова Котлин. К 1706 году шведы окончательно потеряли желание приближаться к острову, но их корабли продолжали оставаться серьезной угрозой на море. Работы на острове Котлин продолжались: по указам Петра Первого крепость вооружалась, оснащалась артиллерией, постоянно пополнялась личным составом.

13 ноября 1718 г.
Рисунок каменного маяка на Котлинской косе, выполненный Петром I.
РГАВМФ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 34. Л. 78.

После первой победы русского флота в Гангутском сражении (27 июля / 7 августа 1714 г.) шведский флот перестал беспокоить строителей крепости и появилась возможность приступить к более масштабным работам. В 1721 г. впервые был составлен и утвержден генеральный план строительства на острове Котлин.

22 августа 1722 г.
Указ Адмиралтейств-коллегии № 2107 от 22 августа 1722 г. о назначении капитан-командора Э. Лейна капитаном над портом.
Указ подписан вице-президентом Адмиралтейств-коллегии адмиралом Корнелием Ивановичем Крюйсом, членами Адмиралтейств-коллегии вице-адмиралами Томасом Гордоном, Даниилом Вильстером и обер-секретарем Адмиралтейств-коллегии подполковником Иваном Тормасовым.
РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 155. Л. 928.
Документ опубликован в книге: Волков А.Б., Скок Ю.М. Капитан над портом при острове Котлин. СПб., 2021. С. 49.

В книге приговоров Адмиралтейств-коллегии за майскую треть 1722 г. 22 августа за № 2107 записано: «Адмиралтейств-коллегия слушав согласно приказали: по новоучиненному второй части Морскому регламенту главы третьей должность капитана над портом отправлять при Котлине острове до указу капитану-командору Лейну; а в отсутствии его тому, кому команда от него поручена будет. И чинить им так, как о том его величества указы и выше явленной регламент повелевает. Потом к нему Лейну также и к депутату вице-адмиралу Сиверсу послать указы. За руками оные же, в повытье канцеляриста Ключарева взял Михайло Пошигорев, августа 23 числа» (РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 7. Д. 7. Л. 742 об. –743).

К 1722 году капитан Э. Лейн руководил всеми постройками на Котлине и Кроншлоте, лично производил промеры фарватеров Финского залива, делал расчеты рабочей силы и материалов. 

Особая забота Петра I о строительстве укреплений и самого города Кронштадта видна из его многочисленных указов о строительстве эллингов, дока, госпиталя, казарм, сараев, прокладке улиц на острове Котлин и назначении мест под строения домов для офицеров, торговых людей, знатных мастеровых.

К 1725 году Кронштадт превратился в неприступную крепость, которая на протяжении второй половины XVIII века сдерживала все попытки шведского флота близко подойти к Кронштадту. Строителям города удалось выполнить волю и завет Петра Первого о том, чтобы жители Петербурга спали спокойно.

«Кронштадтская крепость явилась новым важным шагом в развитии отечественной фортификации. По совершенству обороны она превосходила не только русские, но и многие зарубежные крепости» (Раздолгин А.А., Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Л., 1988. С. 55).

1730-е гг.
План острова Котлин с показанием проектов Петра I по строительству укреплений.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 23. Д. 937. Л. 24.

1785 г.
План переустройства Адмиралтейства в Кронштадте, составленный адмиралом С.К. Грейгом.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 1. Д. 2542.


«Небываемое бывает». Хроника морских сражений Балтийского флота, иллюстрированная картами, планами и фотографиями из фондов РГАВМФ

«План осады города Выборга в Финляндии, произведенной российскими войсками под начальством генерал-адмирала графа Апраксина с 22 марта по 12 июня 1710 г.»
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 5. Перегравирован с экземпляра XVIII в. в 1831 г.

В ходе Северной войны, 22 марта 1710 г., шведский гарнизон Выборга с суши осадили войска генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина. 9 мая к Выборгу подошел русский флот под командованием Петра I и вице-адмирала К.И. Крюйса. Не имея подкреплений, шведы, не дожидаясь штурма, 12 июня капитулировали. Петр I придавал большое значение взятию Выборга, поскольку владение городом закрепило за российским государством выход к Балтийскому морю, обеспечивая защиту Санкт-Петербурга со стороны Финляндии.

Гангутское морское сражение 27 июля 1714 г.
Гравюра из «Книги Марсовой, или воинских дел от войск царского величества российских…»
(Научно-справочная библиотека РГАВМФ).

Первая победа русского флота над шведским имела место у мыса Гангут. Обманными маневрами русский галерный флот смог прорваться мимо преграждавшей ему путь на запад шведской эскадры, и, блокировав в шхерах небольшой отряд противника, атаковать его. Против отряда шаутбенахта Н. Эреншильда, державшего флаг на праме «Элефант», сражался отряд из 23 скампавей под командованием Петра I. В результате Гангутского сражения трофеями русского флота стал весь отряд Нильса Эреншильда.

Сражение у острова Гренгам 27 июля 1720 г.
РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 1542. Типографский экземпляр. Копия со старинной гравюры.

Морское сражение в Балтийском море около острова Гренгам произошло 27 июля 1720 г. Оно стало последним крупным сражением Северной войны. Под командованием князя М.М. Голицына русский галерный флот завоевал в качестве военных трофеев четыре шведских фрегата: «Стор-Феникс», «Венкер», «Кискин», «Данск-Эрн» и взял в плен 407 человек.

Рекомендуем Интернет-выставку к 300-летию заключения Ништадтского мирного договора на сайте РГАВМФ.

Художественная схема Хиосского сражения 24 июня 1770 г.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 28. Д. 125. Л. 6.

Во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. для отвлечения сил противника с Черного моря, поддержки греков, а также для нарушения морских коммуникаций, в Средиземное море с Балтики была отправлены русские эскадры, вошедшие в историю как Первая Архипелагская экспедиция. Утром 24 июня 1770 г. турецкий флот был обнаружен в Хиосском проливе. В ходе ожесточенного сражения стороны потеряли флагманские корабли – «Евстафий» и «Бурдж-у-Зафер». Деморализованные турки скрылись в бухте города Чесма.

Художественная схема Чесменского сражения в ночь на 26 июня 1770 г.
РГАВМФ. Ф. 3Л. Оп. 28. Д. 125. Л. 7.

«Вид Чесменской гавани с изображением истребления Отоманского флота Ескадрою Российскою под предводительством Графа Алексея Григорьевича Орлова в ночи 26 июня/7 июля 1770».
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 20. Л. 5. Гравюра.

В ночь на 26 июня 1770 г. четыре русских корабля («Европа», «Ростислав», «Не тронь меня», «Саратов») при поддержке фрегатов «Надежда», «Африка» и бомбардирского корабля «Гром» атаковал неприятеля, запертого в Чесменской бухте, одновременно применив брандеры. Тесно стоявшие турецкие корабли вскоре запылали под артиллерийским огнем и благодаря удачной атаке брандера лейтенанта Д.С. Ильина. В течение ночи большинство кораблей противника сгорело или взорвалось. Благодаря столь решительной победе удалось установить блокаду Дарданелл и нарушить коммуникации турок в Эгейском море.

Рекомендуем Интернет-выставку к 250-летию Чесменского сражения на сайте РГАВМФ.

План морского сражения у Роченсальма 13 августа 1789 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 40.

Морское сражение в ходе русско-шведской войны 1788–1790 гг., получившее название Первого Роченсальмского сражения, произошло 13 августа 1789 г. между островами Котка, Муссало и Кутсало Балтийского моря в проливе Роченсальм, перегороженном шведами своими тремя затопленными кораблями. Завершилось победой русского гребного флота (командующий – вице-адмирал К. Нассау-Зиген), который в течение пятичасового боя расчистил пролив, одновременно сражаясь и прорубая проход через него. Шведы потеряли около 40 кораблей (пять фрегатов, две галеры, 10 канонерских лодок, 23 транспорта), потери русского флота составили галеры и канонерскую лодку. Победа в этом сражении сорвала шведское наступление на суше.

Карта сражения русского флота со шведским на Ревельском рейде 2 мая 1790 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 47. Рукописная копия с немецкой гравюры.

Ревельский морской бой между российским и шведским флотами во время русско-шведской войны 1788–1790 гг.  произошел 2 мая 1790 г. на рейде порта Ревель (ныне Таллин). Имея двукратный численный перевес, шведы рассчитывали на легкую победу. Адмирал В.Я. Чичагов принял бой на якоре, в результате чего шведские корабли вынуждены были последовательно проходить вдоль русской линии, подвергаясь огню всех кораблей эскадры. Меткость огня двигавшихся шведских кораблей оказалась существенно ниже. Потеряв два корабля (один захвачен, один сожжен после посадки на мель), нападавшие отступили.

Схема Выборгского сражения 22 июня 1790 г. с пояснением действий сторон.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 693. Л. 55.

После неудачных для шведов Ревельского и Красногорского морских сражений шведский объединенный парусно-гребной флот под командованием короля Густава III отошел в Выборгский залив, где был заблокирован русским флотом под командованием адмирала В.Я. Чичагова. В ходе ожесточенного сражения 22 июня 1790 г. шведам удалось прорваться и отойти в Свеаборг, потеряв семь кораблей (из 22-х), три фрегата и более 50 малых судов. Угроза высадки десанта противника у стен русской столицы была ликвидирована.

Адмирал В.Я. Чичагов, одержавший победы над шведами в Эландском (1789 г.), Ревельском и Выборгском (1790 г.) сражениях.
Гравюра П.Ф. Бореля. XIX в.
РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 2. Д. 299. Л. 59.

Рекомендуем раздел о В.Я. Чичагове на Интернет-выставке «Моряки – георгиевские кавалеры» на сайте РГАВМФ.

Карта Наваринской бухты с указанием позиций сторон по состоянию на 15 часов 8 (20) октября 1827 г.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 1. Д. 72. Типографский экз.

Наваринское морское сражение произошло 8/20 октября 1827 г. между соединенной эскадрой России, Англии и Франции с одной стороны, и турецко-египетским флотом – с другой. Командующие союзными эскадрами по настоянию контр-адмирала Л.П. Гейдена и капитана I ранга М.П. Лазарева приняли смелое решение: войти в Наваринскую бухту Ионического моря на юго-западном побережье полуострова Пелопоннес, где под защитой береговых батарей из 165 орудий стоял турецко-египетский флот. В результате внезапно начавшегося четырехчасового сражения турецко-египетский флот был полностью разгромлен. Победа в Наваринском сражении значительно ослабила морские силы Турции, содействовала подъему национально-освободительной борьбы греческого народа и победе России в русско-турецкой войне 1828–1829 гг.

Рекомендуем Интернет-выставку к 250-летию адмирала Г.П. Гейдена и 195-летию Наваринского сражения на сайте архива.

1855 г.
Вид на внутреннее пространство форта «Император Петр I». На заднем плане видны Итальянский дворец (слева) и корабли Балтийского флота на рейде рядом с батареей «Меншиков» (справа).
РГАВМФ. Ф. 1341. Оп. 3. Д. 22. Л. 13.

В годы Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг. форты Кронштадтской крепости вместе с кораблями Балтийского флота остановили соединенные эскадры Англии и Франции, в очередной раз защитив Петербург.

Фрегат «Светлана» в Кронштадте. На заднем плане батарея «Меншиков». [1870-е гг.].
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 406.

В 1850-е гг. флот России вышел в океан. С этого времени и до русско-японской войны 1904–1905 гг. на Дальнем Востоке постоянно присутствовали русские морские силы, называвшиеся в разное время то отрядами, то эскадрами. Они решали задачи по освоению Приморья, охране территорий и лежбищ морского зверя, помогали в урегулировании дипломатических вопросов. А русские моряки получали бесценный опыт дальних плаваний. При этом практически все корабли входили в состав Балтийского флота, и после нескольких лет службы в Тихом океане возвращались на ремонт в Кронштадт. В частности, все клиперы и корветы, воспетые в произведениях К.М. Станюковича, были балтийскими.

Рекомендуем информацию к 180-летию со дня рождения К.М. Станюковича и подборку документов о нем на сайте архива.

Корвет «Витязь» у берегов Японии во время кругосветного плавания 1886–1889 гг.
РГАВМФ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 269. Л. 91.

В качестве одного из примеров можно привести корвет «Витязь», совершивший в 1886–1889 гг. под командованием С.О. Макарова кругосветное плавание, во время которого, помимо обычной службы, нашлось место и научным наблюдениям разного рода, и гидрографическому описанию берегов. Имя «Витязя» увековечено на фронтоне Международного океанографического музея в Монако.

Крейсер I ранга «Аврора» в Маниле после Цусимского сражения 14–15 (27–28) мая 1905 г.
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3595. Л. 265а.

Большинство русских кораблей, участвовавших в русско-японской войне 1904–1905 гг. (оборона Порт-Артура, защита Владивостока, крейсерские операции на коммуникациях противника, поход 2-й эскадры флота Тихого океана, трагические и героическое Цусимское сражение), также относились к Балтийскому флоту.

1910-е гг.
Артиллеристы около 254-мм орудия на форту Красная Горка.
РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 6078. Л. 2.

Гибель основной части флота в ходе русско-японской войны и возрастание угрозы столкновения с Германией заставили спешно усилить береговую оборону Финского залива и, в частности, Кронштадта.

1912 г.
Эсминец «Новик» во время испытаний на полный ход на Ревельском рейде. 1912 г.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 1760.

23 августа 1915 г. Протокол Георгиевской думы Балтийского флота с решением о признании подвига командира эсминца «Новик» капитана 2 ранга М.А. Беренса в бою с немецкими эсминцами V-99 и V-100 достойным награждения орденом Св. Георгия 4-й ст. РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4611. Л. 8–8 об.

23 августа 1915 г.
Протокол Георгиевской думы Балтийского флота с решением о признании подвига командира эсминца «Новик» капитана 2 ранга М.А. Беренса в бою с немецкими эсминцами V-99 и V-100 достойным награждения орденом Св. Георгия 4-й ст.
РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4611. Л. 8–8 об.

Одним из новых кораблей, вступивших в строй Балтийского флота до начала Первой мировой войны, стал турбинный эскадренный миноносец «Новик», отличавшийся великолепной скоростью и мощным вооружением. На его счету минные постановки, разведки, сопровождение крейсеров и линкоров, артиллерийские бои. Вошел в историю его бой с прорвавшимися в Рижский залив лучшими немецкими эсминцами V-99 и V-100, которые, получив сильные повреждения, отступили на минное поле, где один из них подорвался и выбросился на мелководье.

1915 г.
Первая бригада линейных кораблей Балтийского флота (типа «Севастополь») на Свеаборгском рейде.
РГАВМФ. Ф. Р-2225. Оп. 1. Д. 328. Л. 1.

В конце 1914 г. Балтийский флот пополнился четырьмя новыми линейными кораблями (дредноутами) типа «Севастополь». Впоследствии трое из этих кораблей участвовали в Великой Отечественной войне – «Марат» (б. «Петропавловск») и «Октябрьская Революция» (б. «Гангут») защищали Ленинград, а «Парижская Коммуна» (б. «Севастополь») сражалась на Черном море.

1916 г.
Канонерская лодка «Грозящий» после усиления вооружения до четырех 152-мм орудий. Або-Оландские шхеры.
РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 454. Л. 57.

Боевые действия на Балтике на протяжении столетий очень часто заключались не в эскадренных сражениях, а в затяжных действиях в шхерах и прибрежных районах, в том числе в огневой поддержке войск. В годы Первой мировой войны канонерские лодки вновь понадобились.

4 октября 1917 г.
Линейный корабль «Слава» под огнем немецких дредноутов во время Моонзундского сражения. Фотографии вахтенного начальника эскадренного миноносца «Сильный» мичмана Д.И. Ососова.
РГАВМФ. Ф. 479. Оп. 1. Д. 904. Л. 119. Фотография 3.

Более чем двухлетняя эпопея по защите Рижского залива, островов Эзель и Даго (ныне – Сааремаа и Хийумаа) и пролива Моонзунд завершилась операцией Альбион, в ходе которой численно превосходящие немецкие силы, высадив десант, захватили острова, а кайзеровский флот прорвался в Рижский залив. 4 октября 1917 г. в бою у южного входа в пролив Моонзунд старые линейные корабли «Слава» и «Гражданин», а также крейсер «Баян», героически сопротивлялись немецким дредноутам. Получившая серьезные повреждения «Слава» не могла пройти мелководным проливом и была затоплена экипажем. Сил на дальнейшее развитие успеха у противника не оказалось.

Транспорт «Эльба» во время Ледового похода. Апрель 1918 г.
РГАВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 2263

Ледовый поход – операция по спасению кораблей Балтийского флота от захвата германскими и финскими войсками и переводу их из Гельсингфорса (ныне Хельсинки) в Кронштадт. Ледовый переход был осуществлен в тяжелых ледовых условиях февраля-апреля 1918 г. Операцией руководил начальник Морских сил Балтийского моря капитан 1 ранга А.М. Щастный. 19 февраля начался вывод кораблей из Ревеля в Гельсингфорс, а 22 февраля – первый этап эвакуации из главной базы флота в Кронштадт и Петроград. Все команды  в стремлении вывести свои корабли проявляли исключительную самоотверженность. В результате операции были спасены от захвата и перебазированы 236 кораблей и судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок, различные запасы. Спасенные корабли составили основу красного Балтийского флота.

Рекомендуем Интернет-выставку о Ледовом походе на сайте РГАВМФ.

К началу XX века история Балтийского флота была предметом национальной гордости. Важно, что создание флота было инициативой самого царя Петра и, можно сказать, делом его рук. Строительство кораблей, верфей, первые победы были бы невозможны без создания морского образования и национальных морских кадров. Представленные документы с автографами царя раскрывают его личный вклад в становление системы морского образования.


Рождение морского образования в России

Портрет Петра I в платье члена Великого посольства в 1697 г.
РГАВМФ. Ф. 935. Оп. 2. Д. 148. Л. 85. Литография с гравюры П. Шенка, издана И. Оттенсом.

При создании флота в изначально сухопутной стране, не имевшей выхода к морю, одной из главных задач являлась подготовка профессиональных морских кадров. Приглашая иностранных мастеров, царь Петр стремился как можно быстрее подготовить своих, русских специалистов. После возвращения Великого посольства появилось понимание необходимости создания морской школы. Российский государственный архив Военно-Морского Флота располагает большим комплексом документов, частично раскрывающих историю данного вопроса.

Идея создания навигационной школы в России была высказана Петром I ещё в 1697 году. Эта мысль не покидала его и в следующем, 1698 году, когда он пригласил на русскую службу трёх англичан — профессора Абердинского университета Генри Фарварсона (в России именовался Андреем Даниловичем Фарварсоном), Стефена Гвына (Степана Гвына) и Ричарда Гриса (Рыцаря Грейса).

Для работы в будущей школе был также приглашен выделявшийся талантом, знаниями и добрыми человеческими качествами Леонтий Филиппович Магницкий, один из образованнейших русских того времени. Написанный им вскоре учебник арифметики стал первым печатным курсом математики на книжно-славянском языке и использовался для преподавания до середины XVIII в. Один из разделов «Арифметики» назывался «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию принадлежат» и был посвящен навигации и морской астрономии, так что по этой книге учились все первые русские моряки.

Указ царя Петра Алексеевича от 14 января 1701 г. об учреждении школы математических и навигацких наук в помещении Кадашёвских палат. «…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению, во учительстве тех наук быть аглинские земли урожденным математической Андрею Данилову сыну Фархварсону навигацкой Степану Гвыну… а для тех наук определить двор в кадашеве мастерские палаты называем большой полотяной…». РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 430. Л. 1 об. – 2 об. Копия.

Указ царя Петра Алексеевича от 14 января 1701 г. об учреждении школы математических и навигацких наук в помещении Кадашёвских палат.
«…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению, во учительстве тех наук быть аглинские земли урожденным математической Андрею Данилову сыну Фархварсону навигацкой Степану Гвыну… а для тех наук определить двор в кадашеве мастерские палаты называем большой полотяной…».
РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 11. Д. 430. Л. 1 об. – 2 об. Копия.

XIX в.
Сухарева башня.
РГАВМФ. Ф. 326. Оп. 2. Д. 968.

Первоначально для школы было отведено помещение Кадашевских мастерских палат в Большом полотняном дворе. Однако здание оказалось «тесно и, кроме того, неудобно для астрономических наблюдений обучения учеников…», поэтому было принято решение под навигацкую школу отдать Сухареву башню «…где можно горизонт видеть, делать обсервацию и начертание, и чертежи в светлых покоях…» (Кротков А.С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. СПб., 1901. С. 19).

Организационно и административно школа подчинялась Оружейной палате, во главе которой был боярин Фёдор Алексеевич Головин. Школьная программа предусматривала обучение воспитанников арифметике, геометрии, тригонометрии, навигации плоской, навигации меркаторской, сферике, астрономии, математической географии и ведению корабельного журнала. Некоторым ученикам, из тех, кто оказался поспособнее, преподавалась еще и геодезия. Сам Петр I, несмотря на огромную загруженность, уделял внимание своему детищу. Об этом говорит собственноручная записка царя с перечислением дисциплин, которым следует обучать юношей.

9 сентября 1715 г.
Роспись предметов, которым следует обучать в Морской академии, составленная Петром I.
РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 19. Л. 46. Собственноручная.

Следует отметить, что для практического изучения морского дела часть молодых питомцев Навигацкой школы отправляли за границу: «посланы с Москвы заморе в Англию школы математико-навигационных наук чинов знатных особ детей для науки мореходства…». Посылку «за море» для учения на иностранных военных кораблях Петр I определил словами: «Сие доброе дело» (Кротков А.С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. СПб., 1901. С. 27).

11 мая 1708 г.
Изложение царского указа об отправке «с Москвы за море в Англию школы математико-навигацких наук учеников, знатных особ детей, для науки мореходства 34 человека» и выдаче им жалованья.
РГАВМФ. Ф. 176. Оп. 1. Д. 29. Л. 207. Копия.

Май 1709 г. Роспись «господским детям», посланным в Англию для изучения морского дела. РГАВМФ Ф. 176. Оп. 1. Д. 33. Л. 239–241. Подлинник.

Май 1709 г.
Роспись «господским детям», посланным в Англию для изучения морского дела.
РГАВМФ Ф. 176. Оп. 1. Д. 33. Л. 239–241. Подлинник.

Система прохождения практики была по-своему стройной и разумной. Начиная службу, некоторые молодые офицеры уже хорошо знали характер и тонкости службы на кораблях передовой морской державы – а, возможно, и вероятного противника.

В целом, на начальном этапе роль Навигацкой школы в обучении была положительной. Именно она дала государству собственных морских офицеров, а также инженеров, строителей, архитекторов, артиллеристов, геодезистов, государственных деятелей. Уже первые выпускники прославили Россию своими достижениями в науке и ратных делах. Первые геодезисты, гидрографы и топографы, вышедшие из стен Навигацкой школы, приняли участие в изучении отдаленных районов государства, составлении карт, первого атласа России.

Без значительных изменений школа просуществовала до 1715 г., когда по решению Петра I в Санкт-Петербурге, который к тому времени уже стал новой столицей России, была создана Морская академия. В Сухаревой башне были оставлены «русская» и «цифирная» школы. Навигацкая школа в Москве просуществовала до 1752 г., ее руководителем до 1739 года оставался Л.Ф. Магницкий.

В Петербурге же было создано училище нового типа для подготовки офицеров – Морская академия по образцу французских морских училищ Марселя, Тулона и Бордо. Для ее организации на службу был принят барон П. Сент-Илер: «…человек замечательный по своим занятиям, смелым проектам и самому неуживчивому характеру…» (Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб., 1852. С. 37).

В фонде № 223 – «Рукописи Петра Великого и другие документы, поступившие из адмиралтейств-совета и других мест. Коллекция» сохранился проект, составленный П. Сент-Илером по требованию графа Ф.М. Апраксина, об устройстве Морского училища для трехсот молодых дворян, в котором он училище называет Морским корпусом: «…его превосходительство адмирал дал ему знать, что Ваше… величество изволил дабы морской корпус был в числе трёхсот младых дворян…». Петр собственноручно сделал замечания по некоторым пунктам проекта: «Где Сент-Илер предлагает о необходимости нового дома и говорит, что назначенный Кикин дом вовсе негоден, Государь пишет: “Учинить на Кикина двор, а вновь делать трудно...” …против обещания Сент-Илера довольствоваться хорошим столом, Государь пишет:  “Сего так же не надлежит, ибо более клонится к лакомству и карману, нежели к службе”» (Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. СПб, 1852. С. 39–40).

18 сентября 1715 г. Письмо барона П. Сент-Илера с проектом учреждения Морского корпуса для трехсот молодых дворян. На отдельном листе – собственноручные замечания Петра I на статьи 1, 2, 3, 8 и 10 проекта. РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 19. Л. 48–50. Подлинник.

18 сентября 1715 г.
Письмо барона П. Сент-Илера с проектом учреждения Морского корпуса для трехсот молодых дворян. На отдельном листе – собственноручные замечания Петра I на статьи 1, 2, 3, 8 и 10 проекта.
РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 19. Л. 48–50. Подлинник.

1 октября 1715 г. Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Морской академии. РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 19. Л. 52–57 об. С собственноручными замечаниями Петра I по пунктам 7 и 8.

1 октября 1715 г.
Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Морской академии.
РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 19. Л. 52–57 об. С собственноручными замечаниями Петра I по пунктам 7 и 8.

В отличие от Навигацкой школы, Морская академия представляла собой чисто военное учебное заведение. Во главе академии стоял директор. В 1716 году было учреждено воинское звание – гардемарин. Это звание было переходным от воспитанника (ученика) к чину мичмана, который с 1716 г. был унтер-офицерским, а с 1732 г. стал младшим офицерским чином в Российском флоте.

Флот, наконец, стал реалией жизни России. На службу в него пошла молодежь, готовая в усердном учении превзойти морские науки. Отныне уже ни внутренние, ни внешние силы реакции не могли вернуть страну даже во временное сухопутное существование. Долгожданное «начало» состоялось.


Балтийский флот в реализации мирных задач

Говоря, пусть и конспективно, об истории Балтийского флота, уместно будет вспомнить о некоторых экспедициях, оставивших след в русской и мировой истории. Когда стихали военные конфликты и наступали более спокойные времена, тогда на первый план выдвигались задачи мирные. Император Петр Первый по окончании Северной войны смог приступить к решению таких задач, к которым самостоятельно обратились ешё в XVII веке землепроходцы и мореплаватели: охочие люди, купцы, авантюристы, отправлявшиеся в Сибирь и на Север. О значимости освоения восточных земель скажет русский ученый Михайло Васильевич Ломоносов, и это навсегда уже станет важным направлением государственной политики Российской империи.

«Российское могущество прирастать Сибирью будет»

М.В. Ломоносов

Первая Камчатская экспедиция (1725–1730)

В январе 1725 года по повелению Петра I была отправлена Первая Камчатская экспедиция – через Сибирь на Тихий океан для выяснения, разделяются ли Азия и Америка проливом, и исследования торговых путей в Индию и Китай через Ледовитое море. Начальником экспедиции был назначен Витус Беринг, заместителем его стал Алексей Ильич Чириков (17031748), выпускник Морской академии (1721). О задачах, поставленных императором Петром I перед участниками экспедиции, историки спорят до сих пор.

23 декабря 1724 г. Доклад Адмиралтейств-коллегии о снаряжении Северо-Восточной экспедиции и назначении В. Беринга ее начальником. РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 29. Л. 110–111. Подлинник с пометами Петра I.

23 декабря 1724 г.
Доклад Адмиралтейств-коллегии о снаряжении Северо-Восточной экспедиции и назначении В. Беринга ее начальником.
РГАВМФ. Ф. 223. Оп. 1. Д. 29. Л. 110–111. Подлинник с пометами Петра I.

В фондах архива хранятся указы, рапорты, журналы экспедиции, карты северо-восточной части Азии и Берингова пролива с указанием пути плавания Первой Камчатской экспедиции.

Первым обратил внимание на судовые журналы бота «Св. Гавриил» историограф русского военно-морского флота Василий Николаевич Берх, использовавший их в своей работе:

Берх В.Н. Первое морское путешествие россиян, предпринятое для решения географической задачи: соединяется ли Азия с Америкой? И совершенное в 1727, 28 и 29 годах под начальством капитана 1 ранга Витуса Беринга. СПб, 1823.

В 1914, 1917 гг. с материалами экспедиции Беринга работал американский исследователь Фрэнк Голдер, выпустивший обширное исследование «Bering’s voyage: An Account of the Efforts of the Russians to Determine the Relation of Asia and America» (New York, 1922–1925), в котором впервые воспроизводились отдельные листы документов.

В 1941 году Главное архивное управление НКВД СССР выпустило сборник документов по экспедиции В. Беринга, сюда также вошли документы из Центрального государственного архива ВМФ:

Экспедиция Беринга. Сборник документов. Главное архивное управление НКВД СССР. М., 1941.

С 1978 года по инициативе доктора исторических наук А.И. Алексеева разрабатывался и был утвержден в Институте истории Академии наук СССР план-проспект новой серии сборников документов, которые должны были осветить: открытие пути русскими мореплавателями в Америку, кругосветные плавания, географические открытия и исследования в Тихом океане, освоение русскими северо-западной части американского континента, учреждение и деятельность Российско-Американской компании. Серия сборников получила название «Исследования русских на Тихом океане в XVIII – первой половине XIX в.». Документы подготавливали сотрудники Центрального государственного архива Военно-Морского Флота СССР и Института Истории СССР АН СССР при участии специалистов некоторых других научных и высших учебных заведений.

Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. Сборник документов / под ред.: А.И. Алексеева, А.Л. Нарочницкого, И.Н. Соловьева, Т.С. Федоровой; сост.: Т.С. Федорова (отв. сост.), Л.В. Глазунова, А.Е. Иоффе, Л.И. Спиридонова. М.: Наука, 1984. 320 с., ил.

Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана во второй половине XVIII в. Сборник документов / под ред.: Р.В. Макаровой (отв. ред.), А.И. Алексеева, А.Л. Нарочницкого, И.Н. Соловьева, Т.С. Федоровой, С.Г. Федоровой; сост.: Т.С. Федорова (отв. сост.), Л.В. Глазунова, Г.Н. Федорова. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. 400 с., ил.

Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1799–1815 гг. Сборник документов / под ред.: Н.Н. Болховитинова (отв. ред.), А.И. Алексеева, Т.С. Федоровой; сост.: Л.И. Спиридонова (отв. сост.), А.Е. Иоффе. М.: Наука, 1994. 278 с.

Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1799–1815 гг. Сборник документов / под ред.: Н.Н. Болховитинова (отв. ред.), А.И. Алексеева, Т.С. Федоровой; сост.: Л.И. Спиридонова (отв. сост.), А.Е. Иоффе. М.: Наука, 1994. 278 с.

Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера. 1815–1841 гг. Сборник документов / отв. ред. Н.Н. Болховитинов; сост.: Т.С. Федорова (отв. сост.), Л.И. Спиридонова. М.: Наука, 2005. 459 с.

Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера. 1815–1841 гг. Сборник документов / отв. ред. Н.Н. Болховитинов; сост.: Т.С. Федорова (отв. сост.), Л.И. Спиридонова. М.: Наука, 2005. 459 с.

Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского Севера. 1841–1867 гг. Сборник документов / отв. ред. А.Ю. Петров; сост.: Т.С. Федорова (отв. сост.), А.Ю. Петров, А.В. Гринев. М.: Наука, 2010. 483 с.

В 2012 году впервые были изданы два уникальных путевых журнала Первой Камчатской экспедиции: мичмана Петра Чаплина и лейтенанта Алексея Чирикова. 

Журналы Первой Камчатской экспедиции о путешествии от Санкт-Петербурга до Камчатки и открытии Берингова пролива. 1725–1730 гг. / науч. ред. С.В. Чернявский; сост.: Л.И. Спиридонова, Т.С. Федорова. СПб., 2012. 320 с., ил.

Вторая Камчатская, Великая Северная, Сибирско-Тихоокеанская экспедиция, Сибирская экспедиция (1733–1743)

Разрабатывалась и осуществлялась под руководством президента Адмиралтейств-коллегии Николая Фёдоровича Головина. Задачи экспедиции: исследование всего Северного морского пути, отыскание морских путей в Америку и Японию, нанесение на карты границы России от Белого до Японского моря. В состав экспедиции входило семь самостоятельных отрядов, руководителями которых были лучшие выпускники Морской академии. Участием в экспедиции обессмертили свои имена русские мореплаватели лейтенанты С.Г. Малыгин, Д.Л. Овцын, В.В. Прончищев, П. Лассиниус, Х.П. и Д.Я. Лаптевы, штурманы С.И. Челюскин, И. Елагин, М. Петров, Ф.А. Минин, Д.В. Стерлигов.

10 мая 1746 г.
«Карта генеральная Российской империи, северных и восточных сибирских берегов, прилежащих к северному ледовитому и восточному океаном, с частию вновь найденных через морское плавание западных американских берегов, и острова Япона».
На карте нанесены и описаны подробно маршруты разных отрядов экспедиций, начиная с 1725 года. Сочинена по высочайшему именному указу императрицы Елизаветы Петровны.
«1. От города Архангельскаго северным морем до устья реки Оби флота капитаном Степаном Малыгиным и лейтенантом Алексеем Акуратовым. 2. От Обского устья морем до устья реки Енисея флота лейтенантами Дмитрием Овцыным и Иваном Кошелевым.3. От устья реки Лены к западу до северо-восточного мыса морем, а оттого до устья реки Енисея за непроходимостью по морю от льдов берегом флота лейтенантом Харитоном Лаптевым. 4 от Якуцка до устья реки Лены и от устья ее к востоку северного моря берег до устья реки Колымы и за Колыму до стоячих льдов и река Колыма и реках Анадырь до устья ее впадающих в восточное море флота капитаном Дмитрием Лаптевым. 5. От Якуцка же до Охоцка реки и прочие и от Охоцка лежащие к востоку все … моря берега, также и восточной и камчатской и простирающейся от далного восточного чукоцкой земли угла меж севера и за …от мест описанных от капитана Лаптева за Колымой с некоторым поправлением места положены сочиненные карты прежде посланными в 725 году офицерами, а чукоцкой восточный угол по прежней описи, с описью капитана Лаптева. Показаны побережье Северного Ледовитого океана от Белого до Чукотского морей, побережье Японского, Охоцкого и Берингова морей, Алеутские острова, Курильские острова, Сибирь от реки Иртыша на восток. (…)»
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 82. Карта рукописная. Подлинные подписи: «Флота капитан Степан Малыгин, Митрий Лаптев, лейтенант Дмитрий Овцын, лейтенант Сафрон Хитрово, флота лейтенант Иван Елагин, флота капитан Алексей Чириков, лейтенант Харитон Лаптев».

В 2001, 2009, 2013, 2018 году были изданы сборники документов по истории Второй Камчатской экспедиции.

Вторая Камчатская экспедиция. Документы. 1730–1733. Часть 1. Морские отряды / сост. Н. Охотина-Линд, П. Ульф Меллер; отв. ред. В. Хинтцше. М., 2001.

Одна из обложек серии сборников документов:
Вторая Камчатская экспедиция. Документы. 1734–1736. Морские отряды / сост. Н. Охотина-Линд; отв. ред. В. Хинтцше. СПб.: Нестор-История, 2009.
Вторая Камчатская экспедиция. Документы. 1737–1738. Морские отряды / сост. Н. Охотина-Линд; отв. ред. В. Хинтцше. СПб.: Нестор-История, 2013.
Вторая Камчатская экспедиция. Документы. 1741–1742. Морские отряды / сост. Н. Охотина-Линд; отв. ред. В. Хинтцше. СПб.: Нестор-История, 2018.

В архиве хранятся многообразные документы об организации экспедиции, в результате которой гидрография и картография Тихого океана получила описания почти всех Командорских и Алеутских островов, обоих берегов Берингова пролива и части Охотского моря. Уникальный «Атлас к путешествию флота капитана Сарычева» с видами берегов Камчатки и Алеутских островов, рисунки из жизни и быта населения, имеет  огромную историческую ценность.

1789 г.
«Меркаторская карта Охотского моря и морского берега от реки Охоты и Кухтуя до устья реки Алдомы». Составлена капитан-лейтенантом Г.А. Сарычевым.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д.703. Л. 16.

1792 г.
«Плоская карта, представляющая Авачинскую губу и берега, лежащие от оной до Поворотного и Шипунского мысов». Сочинена капитаном флота Г.А. Сарычевым.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д.703. Л. 21.

Вид селения купца Шелихова на острове Кадьяк в гавани Трёх Святителей.
РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д.703. Л. 28. Литография.

Открытие шестого континента – Антарктиды.

Кругосветная экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819–1821)

16 января 1820 г. шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева впервые в истории приблизились к берегу Антарктиды – именно эта дата считается днем открытия последнего из континентов Земли.

Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов. Совершенные на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Востока». Шлюпом «Мирным» начальствовал лейтенант Лазарев. Санкт-Петербург, 1831.
НСБ РГАВМФ

Военные пляски Южной Новой Зеландии в заливе королевы Шарлоты. Литография по рисунку художника П.Н. Михайлова из «Атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжение 1819, 1820, 1821 гг.» (СПб., 1831).
НСБ РГАВМФ.

Важный вклад в мировую гидрографическую науку внесли руководители и участники первой русской антарктической экспедиции. Во время плавания (1819–1821) экспедиция не только обогнула Антарктиду, несколько раз наблюдая материковый лед, а затем и побережье шестого континента, но и собрала разнообразные научные материалы. Кроме того, в различных водах было открыто 29 островов. 

Этому выдающемуся событию посвящена Интернет-выставка на сайте РГАВМФ.


О проекте

Интернет-выставка приурочена к 320-летию создания Балтийского флота.

Впервые представлены многочисленные и многообразные документы XVIII века по истории образования Балтийского флота, создания верфей, основных сражений, морского образования: повеления императора, письма к царю, планы адмиралтейств, карты и планы сражений.

Организатор:

Российский государственный архив Военно-Морского Флота

Ответственный редактор: к.и.н. Емелин А.Ю.

Исполнители:

Деменкова Н.В., Карчанова Л.М., к.и.н. Кондакова О.Н., Леонтьева Н.Ю.

Техническая реализация:

Балашов В.Е., Дудкин И.В., Тарасов С.В.

Благодарность:

сотрудникам отдела обеспечения сохранности и государственного учёта документов, а также сотруднику научно-справочной библиотеки Р.Я. Павленко.