Документы Гидрографического департамента Морского министерства представляют важный и плодотворный результат деятельности А.П. Боголюбова. Летом 1861 года под руководством капитана 1 ранга Николая Алексеевича Ивашенцова, начальника Гидрографической экспедиции Каспийского моря, Алексей Петрович сделал великолепные зарисовки видов главных портов Каспийского моря и других приметных мест побережья Каспия. Рисунки были превосходного качества, получили высокую оценку гидрографического начальства и были направлены на литографирование в Англию.
В Российском государственном архиве Военно-Морского Флота хранятся альбомы подлинных рисунков и литографий морских видов северного и южного берегов Финского залива, навигационных знаков и маяков, которые исполнил Алексей Петрович Боголюбов по заказу Гидрографического департамента Морского министерства летом 1862 и 1864 гг. Описание берегов и шхер Финского залива – работа сложная, но необходимая для безопасного плавания кораблей и судов. Рисунки Боголюбова вошли в изданную Гидрографическим департаментом в 1871 г. «Лоцию русского берега Балтийского моря».
Портрет А.П. Боголюбова. Художник И.Н. Крамской. 1869 год. Государственный Русский музей. |
В поисках Атласа Каспийского моря
В архиве выявлена интересная переписка по истории участия А.П. Боголюбова в экспедиции по промеру и съёмке побережья Каспийского моря. Руководитель экспедиции капитан 1 ранга Н.А. Ивашенцов засвидетельствовал, что рисунки Боголюбова были сделаны на высоком художественном уровне и заслуживают того, чтобы их отправили гравировать за границу.
Гидрографический департамент «разделяя ходатайство начальника Гидрографической съёмки Каспийского моря и принимая во внимание: во-первых, что снятые профессором Боголюбовым виды, будучи присоединены к издаваемому департаментом новому Атласу Каспийского моря, могут служить весьма важным пособием для безопасности плавания; во-вторых, что по художественному исполнению виды эти стоят выше всех подобных произведений, имевшихся у нас до настоящего времени...» (РГАВМФ. Ф. 402. Оп. 2. Д. 772. Л. 2).
Капитан 1 ранга Ивашенцов представил в Гидрографический департамент на 16-и листах виды главных портов и других примечательных мест по берегам Каспийского моря и предложил отправить рисунки на гравировку, воспользовавшись тем обстоятельством, что профессор гравирования Ф.И. Иордан отправлялся в Лондон на Всемирную выставку. По Высочайшему разрешению генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича два рисунка Боголюбова были переданы Ф.И. Иордану. Из письма Федора Иордана А.П. Боголюбову от 4/16 мая 1862 г. из Лондона известно, что он получил рисунки Боголюбова для гравирования. Дальнейшая судьба рисунков Каспийского моря остается неизвестной. В фондах архива рисунки или литографический альбом Каспийского моря выявить пока не удалось.
«Принимая во внимание, что, снятые г. Боголюбовым виды по художественному исполнению выше всех до сего времени имевшихся у нас подобных произведений; что они могут стоять на ряду с видами, прилагаемыми к американским картам; и что г. Боголюбов предполагает в нынешнее лето снимать виды берегов Балтийского моря, я считаю долгом моим, в поощрение трудов г. Боголюбова, просить об исходатайствовании ему в награду подарка из Кабинета его императорского величества».
«У нас другого Боголюбова нет»
Адмирал С.И. Зеленой
Рисунки побережья Балтийского моря
1862 г. Узкость Барезунда (с восточной и с западной стороны). Из «Альбома видов южного берега Балтийского моря и Финского залива» А.П. Боголюбова. РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 947. Л. 11. |
В 1862 г. по поручению директора Гидрографического департамента контр-адмирала С.И. Зеленого Алексей Петрович на промерной шхуне «Компас» начал снимать виды входов в порты и шхеры Балтийского моря. «Лето я провёл в море по поручению Гидрографического департамента, плавая на промерной шхуне «Компас», и опять изготовил виды входов в порты и шхеры. Итак, Балтийское море я объехал вокруг, а Финский залив вдоль и поперёк». Эта работа не была закончена, так как летом 1863 г. в свите наследника цесаревича Николая Александровича Алексей Петрович отправился в большое путешествие по России.
И только весной 1864 г. смог вернуться к описанию Финского залива. Для того чтобы Боголюбову доставить пригодное для работы судно, С.И. Зеленой обратился с частным письмом к директору маяков и лоции Балтийского моря барону Василию Васильевичу Врангелю с просьбой предоставить шхуну «Бакан». «Отношение Ваше от 13 мая сильно опечалило меня и всю нашу гидрографию, но я всё ещё не теряю надежды, что ваше превосходительство по особенной любви к Вашему детищу – описи Балтийского моря и картам его обратите внимание на мой вопиющий голос и дадите возможность эти высокого достоинства карты снабдить достойными их видами. Кто кроме Боголюбова как моряка и морского живописца может выполнить это для нас. У нас другого Боголюбова нет, а если нынче мы упустим воспользоваться Боголюбовым, то едва ли представиться после случай, потому что Боголюбов располагает переселиться за границу» (РГАВМФ. Ф. 402. Оп. 2. Д. 2472. Л. 39).