Судовой врач крейсера «Аврора» в Цусимском сражении В.С. Кравченко (к 150-летию со дня рождения)

 

Крейсеру «Аврора» явно повезло. Он уцелел в огне Цусимского сражения, в событиях Первой мировой и Великой Отечественной войн, благодаря своей роли в событиях Октябрьской революции не был сдан на переплавку и сохранился как памятник отечественной истории и отечественного кораблестроения. И еще – ему везло на авторов дневников и мемуаров. Так, события 1904–1905 гг. – поход на Дальний Восток и Цусимское сражение – запечатлели сразу три автора: командир корабля капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев (погиб в Цусиме, но оставил интересный дневник), старший минный офицер Г.К. Старк и старший судовой врач В.С. Кравченко. О Владимире Семеновиче – не только замечательном враче, но и авторе одних из самых интересно читаемых мемуаров о русско-японской войне – наш рассказ.

О биографии Владимир Семенович Кравченко мы знаем совсем немного… Родился 21 июня (3 июля) 1873 г. в Херсонской губернии, в семье статского советника, инспектора гимназии. Учился в классической гимназии в Таганроге, в 1892 г. поступил в Императорскую военно-медицинскую академию, которую окончил в 1897 г. с отличием, получив степень лекаря. Службу начал в 101-м пехотном Пермском полку в г. Гродно, но уже через месяц, 22 декабря 1897 г., был переведен в морское ведомство, с назначением в 17-й флотский экипаж и прикомандированием к Николаевскому морскому госпиталю в Кронштадте для ординаторских обязанностей.

Совершил две кампании – на крейсере «Князь Пожарский» (1898 г.) и пароходе «Днепр» (1899 г.), зимой 1899–1900 гг. состоял в промерной партии, исследовавшей со льда Транзундский рейд в Выборгском заливе.

В начале 1900 г. русские морские и сухопутные силы на Дальнем Востоке были привлечены к подавлению вспыхнувшего в Китае Боксерского восстания, из европейской части страны спешно отправлялись подкрепления. В мае 1900 г. В.С. Кравченко был назначен на эскадру Тихого океана и направился к месту назначения по железной дороге, однако события развивались слишком быстро. В начале июля в Сретенске был сформирован полуторатысячный отряд генерал-майора Д.И. Субботича для помощи гарнизону обстреливаемого восставшими китайцами Благовещенска. Врача в отряде не было, и верный долгу Кравченко сошел с поезда и отправился в эту экспедицию, получив во время боев у станицы Покровской первый опыт оказания помощи раненым. Попав, наконец, на эскадру, В.С. Кравченко принял участие в высадке 19 сентября 1900 г. десанта для занятия Шанхай-Гуаня. Добросовестно ведя дневник, Кравченко на его основе описал свои впечатления в небольшой книге «На Дальнем Востоке во время военных событий 1900–1901 года (Из дневника морского врача)», увидевшей свет в Петербурге в 1906 г.  

В апреле 1902 г. В.С. Кравченко на эскадренном броненосце «Сисой Великий» через Индийский океан, Суэцкий канал и Средиземное море вернулся на Балтику. В 1902–1903 гг. при Императорской военно-медицинской академии подготовил диссертацию на степень доктора медицины, которую и защитил в начале 1904 г., в первые месяцы русско-японской войны.

5 мая 1904 г. начинается, пожалуй, одна из самых важных глав в жизни Владимира Семеновича Кравченко… Он назначается судовым врачом на крейсер II ранга «Изумруд», который находился в достройке на Невском судостроительном и механическом заводе. Несмотря на всю спешку, завершить работы к моменту выхода в поход отправленной на театр военных действий 2-й эскадры флота Тихого океана не удалось. Крейсер попал в состав «догоняющего отряда», возглавляемого капитаном 1 ранга Л.Ф. Добротворским, который присоединился к эскадре вице-адмирала З.П. Рожественского лишь на Мадагаскаре.

Что думали, что чувствовали офицеры и моряки в тот момент? Благодаря дневниковым записям Владимира Семеновича мы можем это ощутить: «Вовсе не нужно быть пессимистом, чтобы ясно видеть, что кроме стыда и позора нас ничего не ожидает». Надо сказать, что он был не только умелым врачом, но и талантливым писателем. На протяжении всего похода Кравченко вел дневник, день за днем записывая впечатления и переживания. Фиксировал превращение нового крейсера из железной коробки в как-то приспособленный для жизни и службы корабль, страдавший многочисленными «детскими болезнями», являвшимися следствием спешности работ и традиционно невысокого качества отечественного судостроения тех лет – вечно не работающие опреснители, выходящее из строя освещение, ломающиеся механизмы. И все это В.С. Кравченко изложил с юмором, иронией, прекрасным русским языком.

Во время стоянки на Мадагаскаре, 7 февраля 1905 г., В.С. Кравченко был переведен старшим судовым врачом на крейсер I ранга «Аврора». Вступив на борт своего нового корабля, первое, что отметил Кравченко – состояние лазарета: все было заполнено запасами угля и продовольствия. Появилась первая задача – организовать лазарет и перевязочные пункты. Его предшественник считал, что лазарет стоит переместить с жилой палубы (где было довольно душно), на батарейную (что помогло бы увеличить его площадь). Так Владимир Семенович и поступил. Нельзя не отметить, что ему очень повезло с командой: моряки подобрались исполнительные, ответственные, готовые выполнить любую задачу. Так что к 14 мая крейсер был готов вступить в бой, а лазарет – исполнять свои прямые обязанности по оказанию помощи и спасению раненных. Накануне боя Кравченко отмечал в своем дневнике: «Понравилось настроение аврорцев: радостное, спокойное…». Через сутки начался кошмар…

Сражение разгорелось 14 мая 1905 г. Во время эскадренного боя «Аврора», в числе других крейсеров, прикрывала транспорты. Владимир Семенович находился на правом перевязочном пункте. В перерывах между обстрелами, старший врач обходил палубы, обращал внимание на поведение моряков. В своих воспоминаниях он смог описать не только события в лазарете, но и дать представление о действиях крейсера:

«Лихо, отважно вел себя наш головной корабль “Олег”: он не прятался за броненосцы, не избегал стрельбы, а сам первым торопился начать ее. Заметив приближение крейсеров, он тотчас же шел им навстречу, вдвоем с “Авророй” – на десятерых, и схватывался с ними на контркурсах. От окончательного расстрела “Олега” и “Аврору” спасла быстрота и частая смена ходов: мы сбивали этим неприятеля, не давали ему точно пристреляться. За весь бой верная “Аврора” ни на одну пядь не отстала от своего флагмана. Один раз, когда “Олег” почему-то вдруг сразу застопорил свои машины, “Аврора” вышла вперед в сторону неприятеля и грудью прикрыла “Олега”. … Были ужасные, так называемые, «поворотные» точки, когда неприятель хорошо пристреливался и удачно концентрировал огонь по “Олегу”, так что последний казался весь окутанным брызгами, взметами белой пены, черным дымом с проблесками огня. Мы нередко видели, как бедный корабль не выдерживал этого огня, клал круто на борт руля, поворачивал на восемь румбов и, выходя из сферы огня, оставлял ее позади. “Аврора” тотчас же следовала его примеру, клала руля, но, катясь по инерции, должна была вступать в этот ужасный, засыпаемый на наших глазах чугунным градом, район».

Во время жестокого боя с японскими крейсерами был убит командир «Авроры» капитан 1 ранга Е.Р. Егорьев, лазарет заполнялся раненными, их приносили на носилках, кто-то мог сам дойти до лазарета. Отовсюду слышны были стоны. Легкие перевязки выполняли не только санитары и фельдшера, но и вся команда. «Палуба была залита кровью, в воздухе носился едкий удушливый запах пороховых газов и гари…».

Действия команды были слаженными, четкими, отработанными, без тени паники. В бою погибло 10 человек, еще 84 получили ранения, пятеро из них позже скончалось.

Отдельного внимания заслуживает факт использования на корабле рентгеновского аппарата. Возможность использования его в судовой обстановке воспринималась крайне скептически. Тем не менее, благодаря рентгену удалось обнаружить осколки в труднодоступных местах, избавляя раненых от мучительной процедуры осмотра. Всего на «Авроре» рентгеновское исследование прошли более сорока человек. Позже все раненые, отправленные в береговой госпиталь, имели на руках собственноручно выполненные В.С. Кравченко рисунки результатов рентгеновских исследований, что облегчило работу врачей.

Три русских крейсера, «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», вырвавшись из пламени Цусимы, ушли в порт Манила, где и были интернированы до окончания русско-японской войны. Лишь в феврале 1906 г. «Аврора» вернулась на Балтику.

Еще находясь в Маниле, В.С. Кравченко составил отчет, выдержки из которого были оперативно опубликованы в №№ 10 и 11 «Медицинских прибавлений к “Морскому сборнику”» за тот же 1905 г. В июле того же года он написал воспоминания «На перевязочном пункте крейсера “Аврора”», экземпляр которых хранится в РГАВМФ. Читая их, понимаешь, насколько страшна война…

В 1910 г. В.С. Кравченко издал книгу «Через три океана. Воспоминания о морском походе 1904–05 г.», которая столь стремительно была распродана, что в том же году вышло второе, дополненное и лучше иллюстрированное издание. В 2002 г. эту прекрасную книгу с научными комментариями вновь опубликовало издательство «Гангут» (в серии «Помни войну»), а в 2014 г. она же под названием «Записки судового врача» вышла в серии «Медицинский бестселлер».

Дальнейшая судьба нашего героя так же связана со служением людям и своему делу. Служа в морском ведомстве, он в течение многих лет также трудился в хирургическом отделении Санкт-Петербургской городской мужской больницы. В годы Первой мировой войны являлся консультантом по хирургии Временного Петроградского морского госпиталя № 2. После гражданской войны работал врачом 1-го участка Октябрьской железной дороги. Скончался Владимир Семенович 11 августа 1927 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.

В.С. Кравченко как медик спас огромное число человеческих жизней, в то же время проявив себя отважным человеком. В памяти, однако, он остался как автор мемуаров, сохранивших для потомков многие подробности трудного похода и героического боя кораблей 2-й эскадры флота Тихого океана. В эпиграфе к книге он писал: «Хотелось бы, что бы этот дневник представил интерес не только для участников этого небывалого похода, но и для каждого, кому дорог и близок родной флот». Это ему удалось блестяще.