Об установлении шефства комсомола над флотом (к 105-летию комсомольской организации)

105 лет назад, 29 октября 1918 г., решением I Всероссийского съезда Союза рабочей и  крестьянской молодежи был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), за короткое время превратившийся в крупнейшую общероссийскую молодежную организацию, получившую в 1926 г. название Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). Много славных дел совершил комсомол за 73 года своего существования, и одно из них – шефство комсомола над флотом. Впервые вопрос о роли комсомола в восстановлении военно-морской силы обсуждался на совещании моряков-делегатов VIII съезда Советов в январе 1921 г. Проходивший в разгар Кронштадтского восстания в марте 1921 г. Х съезд РКП(б) впервые принял резолюцию «О Красном флоте», в которой признавалась необходимость возместить кадровый голод, образовавшийся вследствие кровавых событий Гражданской войны. После подавления мятежа ситуация только ухудшилась в связи с организованной властями масштабной «фильтрацией» личного (в первую очередь – командного) состава флота. Задачу восстановления военно-морской силы Республики решено было начать с призыва на флот молодежи 1901, 1902 и последующих годов рождения из числа фабрично-заводских рабочих, лучшая часть которых была объединена в РКСМ.

9 февраля 1922 г. Реввоенсовет Республики объявил воззвание ЦК РКСМ о проведении добровольного набора комсомольцев для укрепления Красного флота. «Флоту нужны молодые революционные силы – мы их дадим ему… Две тысячи молодых комсомольцев рабочих должны влиться в ряды красных моряков», – говорилось в воззвании. Первая мобилизация проходила в обстановке огромного подъема. В документах архива хранятся десятки писем из разных уголков Советской республики с просьбой о зачислении на Красный флот, анкеты и приемные формуляры первых добровольцев. Голод, разруха, тяжелейшие бытовые условия, отсутствие элементарных средств для поддержания жизнедеятельности не остановили патриотический порыв молодежи.

16 октября 1922 г. V Всероссийский съезд РКСМ принял постановление о шефстве комсомола над Красным военным флотом Республики. Съезд преподнес представителям флота шефское знамя с надписью: «Орлам революции – морякам Красного военного флота Республики от V Всероссийского съезда РКСМ». 19 октября 1922 г. Реввоенсовет Республики утвердил это патриотическое начинание, приказав полагать с 16 октября 1922 г. РКСМ шефом Рабоче-крестьянского Красного флота.

Вскоре последовал новый призыв молодых людей на флот. Решено было мобилизовать 2500 членов комсомола в срок с 10 по 29 декабря 1922 г., чтобы уже с января 1923 г. приступить к обучению призванных в школах и флотских отрядах. Итоги второго призыва были подведены на совещании моряков-коммунистов в январе 1923 г. и получили самую высокую оценку. Мобилизация прошла с необыкновенным подъемом, напоминавшим грозный 1919 г. «Количество добровольцев превышало иногда на 200–300 % данный наряд», – отмечалось в резолюции совещания. Осенью 1923 г. был проведен третий (и последний) внеочередной призыв на флот. Планировалось призвать 4000 комсомольцев, но так как кадровая проблема была уже решена, эту цифру сократили до 3000, а также до 200 человек для высших военно-морских учебных заведений. Далее флот пополнялся очередными ежегодными призывами через систему губернских и военных комиссариатов.

Через несколько дней после принятия шефства 23 октября 1922 г. при ЦК РКСМ была создана Центральная шефская комиссия. На местах создавались местные шефские комиссии. Центральная шефская комиссия провела «прикрепление для моральной и материальной связи» республиканских краевых, губернских и окружных комсомольских организаций к Балтийскому, Черноморскому флотам, Каспийской военной флотилии, другим соединениям флота. Своих шефов получили отдельные корабли, учебные отряды и школы, военно-морские учебные заведения. Наиболее действенную помощь флоту оказали комсомольские организации основных промышленных центров Советской республики – Москвы, Петрограда, Урала, Сибири. В январе 1923 г. была проведена «Неделя Красного флота» – массовая кампания по пропаганде восстановления морских сил и сбору средств для этой цели. Во Всероссийском масштабе устанавливались тесные связи с флотом, проходило вручение шефских знамен, велась работа по военно-морской пропаганде для популяризации истории Красного флота, сбору денег и продовольствия. Успешное проведение компании заставило всю Республику вспомнить о флоте, собрать на нужды флота более 5000 червонцев, тысячи пудов хлеба.

Протоколы заседаний шефских комиссий хранят списки шефских подарков, отчеты о собранных денежных средствах для оказания помощи семьям военморов. На заседаниях Центральной шефской комиссии регулярно заслушивались отчеты о работе издательства «Молодая Гвардия», посылке на флот комсомольских газет и агитматериалов. Особое внимание уделялось налаживанию переписки, проведению циклов лекций, созданию кружков для организации допризывной работы с молодежью. Огромное участие в шефской работе над частями Балтийского флота принимала Ленинградская комсомольская организация. Все районные комсомольские организации были прикреплены в качестве шефов к линкорам «Марат» и «Октябрьская революция», бригадам эсминцев, подводных лодок, дивизионам судов и морским базам. Крейсер «Аврора» получил в качестве шефов ЦИК СССР и еще более 20 комсомольских организаций. На флот пришли молодые, здоровые, прошедшие обучение кадры. Начался новый период строительства военно-морской силы. Вчерашние новобранцы на учебном судне «Комсомолец» (б. «Океан») совершили несколько заграничных походов вокруг Скандинавии. Крейсер «Коминтерн» за летние месяцы 1923 г. обошел порты Черного моря, на практике показав молодежи южных областей итоги работы по восстановлению флота. В июле 1925 г. начался сбор средств для постройки гидросамолетов. В итоге на собранные деньги был построен отряд гидросамолетов имени Комсомола. 23 февраля 1930 г. на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде состоялась торжественная закладка подводной лодки «Комсомолец» на деньги, собранные комсомольцами. Для достройки подводная лодка была переведена на Балтийский завод в Ленинград и под литерой «Щ-304» входила в состав Краснознаменного Балтийскогого флота вплоть до своей гибели в октябре 1942 г. На деньги, собранные учащимися, был построен торпедный катер «Пионер». В 1933 г. ряд видных комсомольских работников за заслуги в деле организации шефства были избраны почетными краснофлотцами, среди них секретари ЦК ВЛКСМ А.В. Косарев и П.С. Горшенин, председатель Центральной шефской комиссии И.Л. Маховер, один из первых организаторов комсомола П.И. Смородин и др. Многие из них попали в 1939 г. под «каток репрессий», уцелевшие продолжили работу по ознакомлению подшефных с военными портами, школами, училищами, помогали в приобретении новых знаний, организации военно-морских уголков, совместных культпоходах и спортивных соревнований, деятельности агитбригад.

В предвоенные годы продолжалась переписка с экипажами кораблей, организация взаимных экскурсий, премирование ценными подарками лучших в боевой и политической подготовке. Всемерная помощь в организации шефской работы оказывалась Политуправлением Военно-морских сил РККА, практическое решение всех вопросов по шефской работе, призыву на флот, помощи семьям военморов взял на себя начальник Главного морского штаба Л.М. Галлер. В 1939–1940 гг. в рамках призывных кампаний с успехом прошли комсомольские наборы на флот. Опыт шефской работы на флоте, накопленный комсомолом в предвоенные годы, оказал важное значение при организации отпора врагу в первые дни Великой Отечественной фойны.

 

 

Л.И. Спиридонова, главный специалист отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Е.А. Прохорова, заместитель начальника отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности