Главная >> Новости >> ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ СОБОЛЕВ – МОРЯК, ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

ЛЕОНИД СЕРГЕЕВИЧ СОБОЛЕВ – МОРЯК, ПИСАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, ВОЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ

Документы, хранящиеся в фондах Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГАВМФ), с неизменным интересом изучаются в читальном зале различными категориями пользователей. Из огромного списка потребителей архивной информации для первого очерка мы выбрали Леонида Сергеевича Соболева, советского общественного деятеля, Героя Социалистического труда (1968), депутат Верховного Совета СССР (1958–1971), писателя-мариниста, военного журналиста, офицера Советского Военно-морского флота, участника Гражданской и Великой Отечественной войн. В то же время Л.С. Соболев течение многих лет оставался верным и преданным другом архива, с неизменным интересом изучал исторические документы и использовал их в своих сочинениях. В архиве до сих пор работают сотрудники, которые хорошо помнят этого немного грузного человека с неизменной тростью, всегда спокойного и доброжелательного.

Л.С. Соболев (9 [21] июля 1898 г. – 17 февраля 1971 г.) родился в Иркутске, в небогатой дворянской семье артиллерийского офицера. Первоначальное образование получил в Третьем кадетском императора Александра II корпусе в Петербурге с ноября 1910 г. по май 1916 г. В архиве хранится аттестационная тетрадь Л.С. Соболева с краткими записями и характеристиками, данными преподавателями корпуса, за каждый год обучения. Из этих записей следует, что юноша по характеру добрый и отзывчивый, жизнерадостный и веселый, всегда правдивый и скромный, чрезвычайно привязанный к матери. При исполнении поручений аккуратен и ответственен. Учится очень успешно. Любит читать, занимается музыкой, которой посвящает много свободного времени. По окончании корпуса Соболев решил последовать примеру старшего брата Александра, получившего после окончания Морского кадетского корпуса назначение на линейный корабль «Император Павел I», и посвятить свою жизнь служению военному флоту. 16 мая 1916 г. Л.С. Соболев был зачислен в Морское училище, 8 августа 1917 г. произведен в старшие гардемарины. Из документов архива следует, что в конце лета – начале осени 1917 г. гардемарин Л.С. Соболев участвовал в Первой мировой войне на эсминцах «Страшный» и «Забайкалец», которые несли дозорную службу в Рижском заливе. В марте 1918 г. после сдачи экзаменов всех выпускных гардемарин распустили без производства в офицеры, училище же вскоре было расформировано. Покидая стены легендарного Морского кадетского корпуса, Л.С. Соболев получил на руки все свои документы, о чем сделал запись в аттестационной тетради.

О последующей службе Л.С. Соболева можно судить по документам архива, в том числе по сохранившемуся послужному списку, различным анкетным листам, приказам и распоряжениям. Октябрьские события 1917 г. заставили каждого из гардемаринов сделать свой выбор. Л.С. Соболев безоговорочно перешел на сторону Советской власти, связал свою жизнь, а затем и свое творчество с военно-морским флотом Советской республики. В 1918 г. он поступил в штурманский отдел Соединенных классов специалистов комсостава флота, и уже в 1920 г. считался опытным штурманским специалистом, исполнял обязанности дивизионного штурмана 4-го дивизиона эсминцев, затем – флагманского штурмана Отряда траления и заграждения, штурмана линейного корабля «Октябрьская революция» (до 1925 г. – «Гангут»). События, последовавшие за Кронштадтским мятежом марта 1921 г., не обошли Соболева. В августе 1921 г. он был арестован, допрошен и «за непричастностью» освобожден для продолжения службы на кораблях Балтийского флота. Реввоенсовет Морских сил Балтийского моря отмечал, что его работа по проводке судов в сложных условиях Балтики отличалась продуманностью, отличным выполнением, требовательностью к подчиненным. Штурманская практика позволила Л.С. Соболеву в совершенстве изучить навигационные условия Балтики. Впоследствии приобретенные на службе знания фарватеров, рейдов, особенностей судоходства по Финскому заливу помогли Л.С. Соболеву уже в художественной прозе дать яркие описания плаваний кораблей различных классов в годы активных боевых действий.

В конце 20-х гг. Л.С. Соболев увлекся литературной деятельностью, совмещая службу на флоте с работой в журналах «Краснофлотец» и «Залп». В 1931 г. он вышел в отставку и перешел на работу в писательскую организацию – литературное объединение Красной армии и Флота (ЛОКАФ) и его Ленинградско-Балтийское отделение. Здесь же он начал публиковать небольшие сочинения на флотскую тему. С этого момента вся литературная деятельность Соболева была посвящена морской тематике. В 1932 г. он публикует роман «Капитальный ремонт» сначала отдельными частями на страницах журнала ЛОКАФ (совр. журнал «Знамя). В 1933 г. роман вышел отдельным изданием и стал крупным литературным и общественным явлением, вызвавшем немалые дискуссии в среде старых офицерских кадров и молодых красных командиров. Роман «Капитальный ремонт» и сейчас читается с необыкновенным интересом: здесь и описание морских традиций, заложенных на флоте Петром I, на одном дыхании читается описание ежедневного ритуала подъема флага, повседневная жизнь экипажа боевого корабля, офицерской кают-кампании и солдатских кубриков. Тогда же Л.С. Соболев сделал попытку разобраться в причинах противостояния и зарождения революционных настроений на флоте. В 30-е гг. Л.С. Соболев обратился к документам архива. Сохранилось его заявление за июнь 1937 г. с просьбой о доступе к документам Центрального комитета Балтийского флота (Центробалта) и анкета читателя. Затем круг его архивных изысканий значительно расширялся. В сферу его интересов вошли документальные источники центральных органов управления флотом в разные исторические эпохи, Балтийский и Черноморский флот в Первую мировую войну, документы личных фондов адмиралов русского флота, как перешедших на сторону белого движения, так и продолживших службу в Красном флоте и многие другие. В архиве хранится несколько личных дел писателя Соболева, говорящих о широте его научных интересов. В период советско-финляндской войны Л.С. Соболев активно работал в области военной журналистики. Приказом по Политуправлению РККФ от 25 марта 1940 г. за активное участие в боевых операциях Краснознаменного Балтийского флота в Финском заливе и освещение героических дел флота он был награжден медалью «За боевые заслуги». Рассказы Соболева о третьем поколении балтийских моряков, о сухопутных отрядах моряков-лыжников, о моряках-подводниках и др. неизменно вызывают чувство гордости за поколение, пришедшее на смену революционным морякам.

В годы Великой Отечественной войны Л.С. Соболев активно выступал как корреспондент газеты «Правда», Совинформбюро и газеты Главного политуправления ВМФ «Красный Флот», участвовал в обороне Одессы и Севастополя. Подлинные свидетельства очевидца легли в основу сборника фронтовых очерков и рассказов «Морская душа» (1942). Морская душа – шутливое и ласкательное прозвище краснофлотской тельняшки, ставшей символом решительности, находчивости, отваги и стойкости, презрения к смерти, ненависти к врагу. За сборник рассказов «Морская душа» Л.С. Соболеву была присуждена Сталинская премия 2-й степени (1943), которую он передал в Фонд обороны с просьбой построить на эти деньги катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота. Сторожевой катер «Морская душа» был спущен на воду в 1943 г. и вступил в строй 13 августа 1943 г. Впоследствии Соболев опубликовал сборник фронтовых очерков и рассказов «Морской военный дневник. Из записных книжек. Одесса. Сентябрь-октябрь 1941 г.» (1966), несколько очерков, посвященных освобождению Крыма и Севастополя.

Адмирал Ю.А. Пантелеев в своих воспоминаниях о Л.С. Соболеве (журнал «Катера и яхты». 1975 г. № 2. С. 84–87) писал, что Соболев у нас хорошо известен как писатель-маринист, много и хорошо писавший о флоте. Однако мало кто знает, что Соболев был страстным поборником и знатоком паруса, активно участвовал в парусных соревнованиях и воскресных походах. Обойти его в гонке было нелегко. Жизнерадостный, приветливый и остроумный, он всегда был окружен молодежью, увлекал ее парусным спортом, рассказывал о большом его значении для воспитания моряка: выдержки, сообразительности, быстроты реакции. Качества, описанные Соболевым в рассказе «Рождение командира», по замечанию Ю. Пантелеева, с точки зрения моряка «абсолютно грамотны».

Не смотря на большой объем работы в Правлении Союза писателей СССР, в свободное время Л.С. Соболев приходил в архив, в 60-е гг. изучал документы для написания третьей части романа «Капитальный ремонт». Свою фотографию, незадолго до кончины в 1971 г., он подписал заведующей читальным залом архива Л.Н. Гусаровой: «Милой Ларисе Николаевне в память моих счастливых свободных недель в родном архиве! Леонид Соболев. 1968 г.».

Главный специалист отдела
информационного обеспечения и выставочной деятельности
РГАВМФ,
заслуженный работник культуры
Л.И. Спиридонова