Александр Арсентьевич Болтин: морской офицер, исследователь и художник (к 190-летию со дня рождения)

Морской офицер Александр Арсентьевич Болтин вписал свое имя в историю географических открытий тем, что в навигацию 1859 г. обнаружил бухту Находка. Навигация 1859 г. стала одной из самых известных своими открытиями. Во время этой экспедиции, возглавляемой генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым-Амурским, пароходо-корвет «Америка» под командованием капитан-лейтенанта Александра Арсентьевича Болтина открыл: большой залив, названный по имени корабля «Америка», бухту Золотой Рог, остров Русский, соединяющий Амурский и Уссурийский заливы пролив Босфор Восточный, а также другие географические объекты.
Родился Александр Болтин согласно послужному списку за 1866 г. – в 1832 г. Однако другие послужные списки (за 1868, 1869, 1870 гг.) подтверждают факт его рождения 13 (25) августа 1833 г. Это разночтение в архивных документах с разницей в один год привело к тому, что некоторые издания и интернет-ресурсы еще в 2022 г. отозвались на 190-летие со дня его рождения.

Болтин не заканчивал морских учебных заведений, он «воспитывался при родителях на своем содержании» и знал науки, «относящиеся до морского офицера». На службу поступил 25 декабря 1849 г. юнкером в 24-й флотский экипаж. В 1850 г. на бриге «Улис» находился в заграничном плавании и на Балтийском море. Уже в чине мичмана в 1851 г. плавал на бриге «Полинур». 1852–1854 гг. стали временем кругосветного путешествия к восточным берегам Российской Империи на фрегате «Паллада». С Кронштадтского рейда фрегат снялся с якоря 7 октября 1852 г.  Обладая способностью к рисованию, Александр Болтин помогал штурманам в составлении карт новых берегов. Так, один из мысов в Японском море был назван в его честь – мысом Болтина. В настоящее время этот мыс, расположенный на восточном побережье Северной Кореи, называется мыс Мусудан. На второй год плавания началась Крымская война. Для восточной окраины России самый жаркий этап войны пришелся на 1854 г., когда фрегат достиг берегов Японии. В этом же году Болтин был произведен в лейтенанты, а в следующем году, уже в чине капитан-лейтенанта, с назначением в 46-й флотский экипаж (названный позже Амурским флотским экипажем). Опасаясь нападения неприятеля, генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский приказал в январе 1856 г. затопить фрегат «Паллада» в Константиновской бухте Императорской (ныне Советской) гавани.

История службы мичмана Болтина на фрегате «Паллада» нашла удивительное продолжение. Так, в конце XIX века в рамках Судостроительной программы 1895 г. в устье реки Фонтанка на верфи на Галерном острове строился бронепалубный крейсер 1 ранга, которому в честь прославленного фрегата дали название «Паллада». Узнав об этом, отставной капитан 1 ранга Александр Арсентьевич Болтин 23 июня 1899 г. пишет в Главный морской штаб: «…Я слышал, что готовящийся к спуску новый крейсер будет носить имя того незабвенного исторического фрегата „Паллада”, на котором я имел честь служить мичманом…  Придя к берегам р. Амура, вследствие штормов и урагана… для обратного плавания в Россию он оказался неблагонадежным. И так как это было военное время, то адмирал граф Путятин решил фрегат разоружить и отправить в Императорскую гавань. Прощаясь с „Палладой”, я взял одного Орла, который был на щите, закрывающем ростры, как память о службе моей на „Палладе”. … не признаете ли возможным принять от меня в дар этот Орел, для помещения его на вновь строящийся крейсер „Паллада”». Дар Болтина был принят с благодарностью: «Милостивый государь Александр Арсениевич! О присланном Вами Орле с фрегата „Паллада” временно управляющий Морским министерством доложил генерал-адмиралу и Его Императорское Высочество, выразив Вам благодарность, изволил приказать принять этот дар для хранения на вновь строящемся крейсере, носящем тоже историческое название». 

Назначение А.А. Болтина 8 августа 1858 г. командиром пароходо-корвета «Америка» повлекло за собой цепь славных вышесказанных открытий в навигацию 1859 г. на восточных рубежах России. 
Для Александра Арсентьевича Болтина 1859 г. оказался судьбоносным не только многочисленными открытиями. В этом же году Болтин обретает семейное счастье. Он женится на дочери надворного советника Владимира Геблера – Александре.  5 июля 1860 г. в семье рождается первенец Владимир, а 17 февраля 1862 г. сын Арсений. К прискорбию, счастье отважного первооткрывателя длилось недолго. В полном Послужном списке уже за 1868 г. значится короткая запись: «Вдов от первого брака». 

На пароходо-корвете «Америка» Александр Арсентьевич Болтин «сам командиром» ходил в течение 1860–1866 гг. по реке Амур, к берегам Китая, Кореи и Японии. В Отчете по морскому ведомству за 1865 г. значится, что пароходо-корвет «Америка» «из судов Сибирской флотилии около половины октября, ходил в Нагасаки, а оттуда в Шанхай, где и остался на зимовку для осмотра исправления в тамошних доках». От должности командира пароходо-корвета «Америка» Болтин был отчислен 11 июня 1866 г. и переведен во 2-й флотский экипаж Балтийского флота. 

В это время происходит для Болтина неприятная ситуация. В издававшейся в Николаевске-на-Амуре газете «Восточное поморье» (1866 г. № 12) напечатали статью «Извлечение из рапортов командира пароходо-корвета “Америка”». Газета вышла в свет 15 июня. И Александр Болтин, уже оставивший свою должность командира парохода, 27 июля пишет «Замечания на извлечение из рапортов командира пароходо-корвета “Америка”». Он посчитал своим долгом «пополнить некоторые пробелы и исправить ошибки редакции», которые счел не только ошибочными, но и оскорбительными для команды пароходо-корвета «Америка». Его опровержение составило десять пунктов, и по каждому Болтин дал подробное объяснение. Например, в пункте №10 «О парусном учении» он цитирует слова автора статьи: «постановка всех парусов происходила в 6 ¼   минут, взятие рифов у марселя в 3 ¼ мин., уборка парусов в 3 ½ мин. Не совсем удовлетворительный результат последнего испытания надо отнести к тому, что из числа 80 человек команды парохода, при работах наверху могло только быть 28 человек…». Болтин с возмущением пишет, что «автор выпустил из виду, что учение делалось при 8 ½ узлах хода и при противном ветре: нужно было 28-ю человеками поднять против ветра 6.527 квадратных футов парусности, и эти 6 ¼ минут окажутся блистательными, а не неудовлетворительными». По его мнению, рапорты следует печатать целиком, не делая из них извлечения, которые искажают общую картину, или вообще их не печатать. «Не быв знакомым с морем, нужно быть очень осторожным в своих заключениях о морском деле, а у автора много самонадеянности, а из его морского взгляда каждый может судить о его морских познаниях» – справедливо закончил свои замечания бывший командир парохода «Америка» Александр Арсентьевич Болтин. К сожалению, его опровержение не стало публичным, так как командир Сибирской флотилии П.В. Казакевич только 3 ноября ознакомился с «Замечаниями…» Болтина и оставил резолюцию: «Нахожу их не печатать. Ибо прошло много времени и будет иметь вид оправдания». Без публичного опровержения эта статья в газете «Восточное поморье» так и осталась душевной болью для бывшего командира пароходо-корвета «Америка». Нелегкая же сибирская служба знаменитого пароходо-корвета «Америка», своим названием обязанного тому, что был построен в Нью-Йорке, продолжалась до 1883 г. Тогда в декабре 1883 г. император Александр III «высочайше повелеть соизволил: Сибирской флотилии транспорт “Манджур” и пароход “Америка”, предназначенные в продажу, исключить из списка судов флота».  

В 1870 г. Болтин подал в отставку. В это время он жил в Кронштадте. «Болезненное состояние от продолжительной службы на море лишает меня возможности продолжать службу», – писал он в своем прошении на имя Александра II. Согласно медицинскому свидетельству, Александр Болтин страдал ревматизмом, приобретенным им в «зимние и продолжительные плавания по реке Амур и у берегов острова Сахалин». Приказом от 16 марта 1870 г. был «уволен от службы за болезнью капитан 1-го ранга Александр Болтин 1-й, с мундиром».
Из ранних Послужных списков известно, что у Болтина – ни «за ним, за родителями его, или, когда женат, за женою недвижимое имущество, родовое или благоприобретенное» не имелось. Можно предположить, что Александру Болтину второй брак в 1870-х гг. принес наследство новой жены. По крайней мере, в Послужном списке появилась запись о том, что он владеет родовым имуществом «в Новгородской губернии Демьяновского уезда 17 наделов и около 200 десятин земли с лесным угодьем». 

О втором браке Болтина известно из его Докладной записки, поданной 29 октября 1883 г. управляющему Морским министерством генерал-адъютанту Ивану Алексеевичу Шестакову. Это печальное прошение нездорового человека, обремененного заботой о большой семье: «Лучшие годы своей жизни я отдал службе во флоте; в продолжении 22 лет мною сделано 20 морских кампаний, последние 8 лет и 9 месяцев я имел честь командовать судном 2 ранга пароходо-корветом “Америка” и потратил силы и здоровье на этой службе, я тем не менее оставив флот не приобрел еще права ни на государственную, ни на эмеритальную пенсию, которые в случае моей смерти обеспечили бы хотя несколько мою большую семью, состоящую из жены и девяти детей, из коих двое расслабленных». Болтин откровенно пишет, что целью его поступления во флот является приобретение права на пенсию. Александру Арсентьевичу настолько важно было вновь поступить на службу, что старшинство в списке для него не имело значения. Но незамедлительный ответ из Инспекторского департамента 30 декабря 1883 г. был неутешителен – определить вновь на службу в морское ведомство отставного капитана 1-го ранга Болтина не призналось возможным из-за «значительного сверх-комплекта флотских офицеров». 
В это время он с семьей проживал в г. Одесса Херсонской губернии на Польском спуске, в доме Розети № 17. Здесь морскую службу Болтин нес в плаваниях на судах Русского общества пароходства и торговли, в свободные минуты занимаясь любимым увлечением – рисованием.  

Любительская «карьера» художника-мариниста Александра Болтина, начавшаяся еще со времени плавания на фрегате «Паллада», продолжилась серией рисунков, посвященных Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Любовь к морю и насыщенная карьера морского офицера способствовали формированию увлеченного художника-мариниста. Репродукции рисунков художника-самоучки Александра Арсентьевича Болтина хранятся в составе нескольких фондов РГАВМФ. Так, в газете «Петербургская жизнь» за 25 июля 1902 г., подшитой к архивному делу фонда «Макаров Степан Осипович, вице-адмирал», напечатана статья «Крейсер “Великий Князь Константин”» и его минные атаки». Статья проиллюстрирована рисунками Болтина: «Сухумская атака в ночь на 12 августа 1877 г.», «Потопление сторожевого турецкого парохода “Интибахъ” у Батума в ночь на 14-е мая 1878 года», «Уничтожение турецких купеческих судов входа в Босфор 22 июля 1877 года» и др. Три оригинальных рисунка хранятся в личном фонде вице-адмирала С.О. Макарова. Среди них – «Сулинское дело в ночь на 29 мая 1877 года». На рисунке художник изобразил плывущий в бурном море вооруженный пароход «Великий Князь Константин», который, пробираясь к турецкому порту, на буксире натужно тянет сквозь бурю небольшие минные катера, зарывающиеся в волны. 
Во флоте служил и сын А.А. Болтина от первого брака – Арсений Александрович Болтин 2-й. В РГАВМФ хранится прошение от 25 апреля 1877 г. его бабушки Лидии Карловны Янчуковской об определении внука на воспитание в Морское училище, с приложением копии метрической записи Морской Николаевской церкви, «что на устье р. Амура», о рождении Арсения. И опять, как и у отца, дата рождения сына в разных документах значится по-разному. Так, во всех послужных списках Болтина дата рождения сына – 1862 г., а в метрической записи Морской Николаевской церкви и послужных списках сына – 1863 г. Болтин 2-й дослужился до звания капитана 1 ранга. В аттестациях он характеризуется так: «неутомимый труженик; порядочно, без всякой рекламы делает большое дело по должности командира 4-го флотского экипажа… В частной жизни редкой души человек». От службы Арсений Болтин уволился 25 июля 1910 г. «с мундиром и пенсией и с зачислением в Морское ополчение по Петербургской губернии».  

Капитан 1-го ранга Александр Арсентьевич Болтин – морской офицер, обессмертивший свое имя открытиями на восточной окраине Российской Империи, исследователь и художник, умер 22 апреля 1901 г. в Одессе. В фондах Российского государственного архива Военно-Морского Флота отложились многочисленные документы, повествующие о его славных плаваниях, его заслугах и художественном творчестве. 

Л.М. Карчанова,
главный специалист отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности РГАВМФ