120 лет со дня спуска крейсера «Аврора»

24 мая 2020 г. исполнилось 120 лет со дня спуска на воду крейсера I ранга «Аврора» и эскадренного броненосца «Победа» (11 мая 1900 г. по старому стилю).

В одном из хранящихся в РГАВМФ фотоальбомов капитана 2 ранга Николая Васильевича Саблина (1880–1962) сохранились две фотографии с того дня – «Аврора» в водах Невы недалеко от Нового Адмиралтейства и эскадренный  броненосец «Победа» на стапеле Балтийского судостроительного завода за несколько минут до знаменательного события.

В церемонии спуска принимали участие император Николай II, высшее морское начальство, многочисленные гости, а также воспитанники Морского кадетского корпуса, – и гардемарину Н.В.Саблину явно повезло. Примечательно, что в числе приглашенных были два ветерана легендарного фрегата «Аврора», участники обороны Петропавловска в 1854 г. – вице-адмирал (бывший лейтенант) К.П.Пилкин и бывший матрос  А.П.Павлов.

Судьба «Авроры» и её экипажа уже не одно десятилетие привлекает внимание исследователей.

Какие же материалы о легендарном крейсере и служивших на нём моряках можно найти в РГАВМФ? Документы, связанные с его историей, чрезвычайно разнообразны и находятся в десятках фондов различных учреждений и деятелей флота.

Конечно же, документы о проектировании и строительстве в фондах Морского технического комитета (Ф. 421; в описи 1 – данные о строительстве, в описи 8 – журналы комитета, в которых отражены все перипетии обсуждений конструкции корабля, в описях 3 и 4 – о работах по механической и минной частям) и Главного управления кораблестроения и снабжений (Ф. 427).

В фонде Главного морского штаба (Ф. 417) есть доклад о присвоении имени кораблю, содержащий список возможных названий («Наяда», «Гелиона», «Юнона», «Полкан», «Нептун», «Варяг» и др.), одно из которых – «Аврора» – было утверждено императором Николаем II 31 марта 1897 г.  Там же, в описях 1 и 2, есть отдельные дела о церемонии спуска корабля. Материалы о проведении испытаний имеются в Ф. 417, а также в Ф. 499 (Штаб командующего отрядом судов Балтийского моря, назначенных для испытаний) и Ф. 921 (Петроградский порт).

В фонде Главного морского штаба есть дела о дальних плаваниях, в которых участвовала «Аврора»: походе отряда контр-адмирала А.А.Вирениуса (1903–1904 гг.), походе 2-й эскадры флота Тихого океана под командованием З.П.Рожественского (1904–1905 гг.) и интернировании в Маниле трёх крейсеров контр-адмирала О.А.Энквиста (1905), двух походах «Авроры» в составе отряда в  Средиземное море:  для осуществления практик корабельных гардемаринов (1909–1910 гг.) и учеников строевых унтер-офицеров (1910–1911 гг.), о походе в Сиам на коронацию короля (1911–1912 гг.). Конечно же, сведения о плаваниях и боевой подготовке хранятся и в других местах, в частности, в Ф. 426 (Штаб командующего отрядом судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами) (1909–1910 гг.) и Ф. 432 (Морское училище), т.к. «Аврора» некоторое время состояла в Учебном отряде Морского корпуса.

Чертежи «Авроры» можно найти в Ф. 876 (Кораблестроительные чертежи. Коллекция; описи  45 и 55), в Ф. 421. Оп. 12. Данные о ремонтах и переделках крейсера за дореволюционный период сохранились в Ф. 401 (Главное управление кораблестроения), а также в фондах портов – Петроградского, Кронштадтского, Свеаборгского. Имеются подробные вахтенные журналы «Авроры», радиотелеграфные, минные, машинные журналы, тактический формуляр корабля.

Сведения о комплектовании крейсера личным составом за разные годы находятся в Ф. 417 (Главный морской штаб), опись 4 (Офицерское и Матросское отделения), Ф. 993 (14-й флотский экипаж), Ф. 998 (7-й флотский экипаж), Ф. 479 (Штаб командующего флотом Балтийского моря), Ф. 930 (Кронштадтский порт), Ф. 989 (Балтийская учетная канцелярия). Информация об убитых и раненых во время Гулльского инцидента (1904 г.) и в Цусимском сражении (1905 г.) – в Ф. 417 и Ф. 452. Послужные списки и аттестации служивших на корабле офицеров нужно искать в Ф. 406 и Ф. 873.
Историкам «Авроры» повезло: сохранился достаточно большой её «судовой фонд» –  Ф. 726 («Аврора», крейсер Балтийского флота), в котором хранятся документы, которые велись непосредственно на корабле: приказы командира, переписка о постройке, испытаниях и ремонтах, техническом состоянии корабля, о личном составе; есть чертеж с показанием мест, где были убиты и ранены матросы и офицеры крейсера во время Цусимского сражения 14 мая 1905 г. и отчет старшего судового врача В.С.Кравченко об оказании помощи раненым в этот день морякам. Подлинный исторический журнал «Авроры» за время похода в составе эскадры З.П.Рожественского хранится в музее на борту корабля, но в архиве исследователям доступна его фотокопия.

Конечно же, много материалов по истории «Авроры» за период её службы в 1918–1940 гг. есть и в советских фондах: о восстановительном ремонте, первых дальних плаваниях по Балтике и на Русский Север, боевой подготовке. Есть интересный судовой фонд «Авроры» за те же годы – Ф. Р-201.
Отдельно хотелось бы сказать о личных фондах советского периода, которые также содержат ценную информацию о крейсере. Так, в личном фонде Владимира Александровича Белли (Ф. Р-2224) хранятся опубликованные в 2005 и 2013 гг. его воспоминания о службе в русском и советском флоте – они, в частности, содержат подробное описание плавание на «Авроре» в Сиам в конце 1911 – начале 1912 гг.

Особо хочется обратить внимание на документы из фонда Всеволода Евгеньевича Егорьева (Ф. Р-2242), контр-адмирала советского флота, сына командира «Авроры» Е.Р.Егорьева, погибшего от японского осколка в Цусимском сражении 14 мая 1905 г. Сохранилась переписка отца и сына за период, когда Е.Р.Егорьев командовал «Авророй», письма офицеров корабля с описанием гибели командира. В переписке В.Е.Егорьева за советский период есть письма бывшего матроса А.П.Подлесного, отличившегося в Цусиме, а также письма писателя Г.Г.Халилецкого с живыми подробностями его работы над повестью «“Аврора” уходит в бой».

Документы, связанные с историей «Авроры», продолжают поступать в архив из личных собраний и по сей день. Сотрудники архива ждут окончания мероприятий, связанных с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, чтобы продолжить знакомить посетителей РГАВМФ с интереснейшими документальными свидетельствами по истории нашего флота.

Заместитель директора РГАВМФ,
кандидат исторических наук
А.Ю.Емелин