Презентация виртуальной выставки о первом советском зарубежном походе кораблей Балтийского флота в июле-августе 1924 г.

Российский государственный архив Военно-Морского Флота представляет виртуальную выставку, посвященную 100-летию первого советского зарубежного похода кораблей Балтийского флота. В программе возрождения и развития флота, утвержденной Х съездом РКП (б) в марте 1921 г., указывалось, что одним из главных условий является обучение и воспитание нового поколения морских специалистов для службы на военных кораблях всех типов. Нехватка кадров на флоте после окончания Гражданской войны была катастрофической. Возрождение высшего военно-морского образования, создание подготовительной школы для обучения военных моряков разных специальностей лишь отчасти решали возникшие проблемы. Начальник Военно-морских сил СССР опытный моряк Э.С. Панцержанский считал, что только в дальних походах, на океанских просторах можно воспитать опытного моряка, не испытывающего страха перед морской стихией, на практике изучившего подходы к портам, знающего морскую географию и приемы управления сложными механизмами. Идея была поддержана М.В. Фрунзе, назначенным в марте 1924 г. заместителем председателя РВС СССР и помощником наркома по военным и морским делам. Однако в этом решении четко прослеживалась и политическая составляющая. Необходимо было показать миру, что советский флот жив, что он выходит в Мировой океан, а корабли под государственным флагом СССР уверенно совершают дальние походы.

В мае 1924 г. началась практическая подготовка к плаванию. Руководство этой работой было возложено на штаб Морских сил Балтийского моря. Маршрут начинался в Кронштадте, проходил вокруг Скандинавии с посещением норвежских портов Берген и Тронхейм. Стоянки в северных портах Архангельск и Мурманск, проведение многочисленных митингов и концертов, спортивных соревнований служили задаче вовлечения местного населения в общественную жизнь советского государства. В состав созданного особого практического отряда вошли крейсер «Аврора» и учебное судно «Комсомолец». Выбор кораблей также не был случайным. Крейсер «Аврора» после ремонта и долговременного хранения в 1923 г. выглядел настоящим боевым кораблем. Учебное судно «Комсомолец» (бывший «Океан», переименованный в честь принятия шефства комсомола над флотом 15 октября 1922 г.) использовалось по своему назначению более полутора десятков лет, но имело крепкий корпус и водоизмещение 11897 т. Оно могло нести большой объем топлива и продовольствия для обеспечения жизнедеятельности отряда.

Выставка состоит из 40 документов, включенных в три раздела, каждый из которых соответствует определенной стадии морской операции:

– Подготовка к походу; 

– Плавание по утвержденному маршруту;

– Подведение итогов похода.

Для выявления и использования материалов в данном проекте были просмотрены следующие фонды: Штаб РККФ (Ф. Р-1), Штаб КБФ (Ф. Р-92), Вахтенные и навигационные журналы судов советского ВМФ (Ф. Р-172), ВВМУ им. М.В. Фрунзе (Ф. Р-322), «Комсомолец», учебное судно КБФ (Ф. Р-241), послужные списки и личные дела командного и начальствующего состава советского ВМФ (Ф. Р-2192), приказы по флоту и морскому ведомству за 1924 г., фотографии из личной коллекции Л.А. Поленова, а также издания из Научно-справочной библиотеки РГАВМФ. В составе документов – подлинные доклады, рапорты, приказы, выписки из вахтенных журналов, телеграммы. Все документы снабжены заголовками и архивными шифрами, указаны вид документа и способ воспроизведения текста. Некоторые документы снабжены краткими текстуальными примечаниями.

Поход продолжался 47 дней. За это время корабли прошли Балтийское, Северное и Баренцево моря, экипажи в Бергене встретились с полпредом СССР в Норвегии А.М. Коллонтай, представителями прогрессивных организаций и профсоюзов, провели совместное собрание с норвежскими коммунистами, во время стоянки в Тронхейме общались с жителями города, представителями военных и гражданских властей. Визит советских кораблей в порты Норвегии достиг своей цели и привлек к себе особое внимание прессы. Кроме того, в сложных навигационных и погодных условиях корабли прошли почти 5700 миль, команды выполнили большую программу морской практики, освоили систему судовождения и сигналопроизводства, без помощи лоцманов прошли норвежские фьорды, осуществили сложную стоянку на баре Северной Двины у Архангельска. По окончании похода командование флотом и штаб Морских сил Балтийского моря объявили благодарность командирам, комиссарам, всему личному составу «за великолепное выполнение возложенных на них Советской властью заданий».

Для просмотра выставки можно перейти по ссылке.

 

 

Главный специалист отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности РГАВМФ¸
заслуженный работник культуры РФ Л.И. Спиридонова