Памяти историка флота Николая Николаевича Афонина

27 марта 2023 г., на 72-м году жизни, скончался историк русского флота Николай Николаевич Афонин (1951–2023). С юных лет он интересовался флотом и кораблестроением. Получив высшее образование, трудился инженером-конструктором на Ленинградском судостроительном заводе им. А.А. Жданова (прежде – «Путиловская верфь», ныне –судостроительный завод «Северная верфь»), являлся членом Совета музея предприятия. В конце 1970-х гг., когда в журнале «Судостроение» стала активно развиваться рубрика «История судостроения», Николай Николаевич раз и навсегда определился со сферой своих интересов в истории – его привлекли носители торпедного оружия, от первых минных катеров до лидеров эскадренных миноносцев. 30 марта 1979 г. он впервые вошел в читальный зал Центрального государственного архива Военно-морского флота СССР. В отношении, подписанном секретарем парткома завода, значились темы: «Суда, построенные заводом имени А.А. Жданова» и «Развитие миноносного флота на Балтике за период от конца 19 века по 1940 год». За первой опубликованной в «Судостроении» статьей – «Миноноски постройки 1877–1878 гг.» (1981. № 3) – последовала целая серия материалов о русских миноносцах конца XIX – нач. ХХ вв. Два десятка статей за пять лет! Затем были материалы и о подводных лодках, о канонерках, крейсерах… Но любовью оставались миноносцы. А пройденная в «Судостроении» в 1980-х гг. под руководством В.Е. Чернобривца школа редактирования текстов сослужила впоследствии неоценимую службу.

В 1991 г., на волне большого читательского интереса, возникло издательство «Гангут», поставившее себе целью публикацию одноименного сборника статей, а также книг по военно-морской истории. В том же году вышел первый выпуск «Гангута» – огромным по нынешним меркам тиражом в 20.000 экземпляров! Главным редактором нового издательства стал Николай Николаевич Афонин. В редакторском предисловии к первому выпуску он писал: «Наш сборник – это прежде всего приглашение к диалогу с читателем, возможность вести полемику по наиболее важным и интересным вопросам истории флота и судостроения. И мы надеемся, что сухие строки документов, одухотворенные живым отношением к ним исследователей, помогут сохранить нашу историю и по возможности приблизиться к истине». Сборники и книги издательства «Гангут» получились интересными, достоверными, прекрасно иллюстрированными, внешне узнаваемыми, полиграфически безупречными.

Естественно, что многие статьи «Гангута» опирались на документы нашего архива. В состав первой редколлегии сборника вошли три архивиста. Начиная с 10-го выпуска (1996 г.) на титульном листе сборника появилась надпись: «При участии Российского государственного архива ВМФ». Исключительно удачным получился 17-й выпуск, составленный сотрудниками РГАВМФ в 1998 г. к 275-летию архива.

В июле 2003 г. Н.Н. Афонин вынужден был расстаться с издательством, выпустив к тому времени 34 сборника и большое количество книг. При нем зародилась новая серия книг о кораблях – «Мидель-шпангоут», продолжающаяся и в настоящее время. Уже не работая в издательстве, Н.Н. Афонин опубликовал в этой серии более десятка книг – о миноносках русского флота (в соавторстве с В.В. Яровым), миноносцах типов «Циклон», «Сокол», «Касатка», «Инженер-механик Зверев», «Изяслав», о канонерских лодках типов «Сивуч» и «Грозящий», легендарном лидере «Ташкент». В издательстве «ЛеКо» при его участи начали выходить книги серий «Стапель» и «Эскадра», часть из которых были написаны им же.

С 1993 г. Николай Николаевич вел раздел «История судостроения» в журнале «Судостроение», с сотрудничества с которым когда-то и начал свою творческую деятельность. Ему удалось умело продолжить дело В.Е. Чернобривца, сохранив традиции продуманного заказа статей и формирования серий публикаций по определенным темам.

Николай Николаевич был чрезвычайно интересным, умным собеседником, обладал замечательным чувством юмора, тонкой иронией и самоиронией. Он обладал несомненным талантом – привлекать новых способных авторов, обращать их внимание на «незаезженные» темы, заинтересовывать и вдохновлять на написание интересных статей. Сложно было не поддаться его обаянию и не согласиться на предложение взяться за очередной проект. В глазах любителей истории флота он был живым классиком, но лишь немногие знали, сколько сил приходилось тратить на поддержание изданий на высоком уровне, сочетая научную достоверность и необходимую для реализации сборников и книг популярность.

Сотрудники Российского государственного архива Военно-Морского Флота выражают глубокие соболезнования родным, близким, коллегам Николая Николаевича.